Давид Семенович Голощекин родился 10 июня 1944 года в Москве. В декабре семья переехала в Ленинград. С самого детства Давид Голощекин был окружен творческой атмосферой, в его доме бывали многие представители питерской богемы.
Раннее детство
Мать Давида, Нина Петровна, в юности училась в балетной студии, но ее танцевальная карьера завершилась в самом начале из-за травмы ноги. Отец, Семен Давидович, трудился на «Ленфильме» и был знаком с женой ректора консерватории Павла Серебрякова.
Он рассказал своей коллеге о том, что мальчик «постоянно что-то поет». Давид чаще всего пел песню из киноленты «Счастливого плавания», которую неоднократно слышал на киностудии отца.
Ректор сказал, что «никому звонить не будет» и посоветовал отдать мальчика на прослушивание. У Давида оказался абсолютный слух, и уже в пять лет он начинает учиться игре на скрипке.
Первые шаги в музыке
Первое время обучение в музыкальной школе не приносило радости мальчику, ему не нравилось разучивать гаммы. Семейная легенда гласит, что мать однажды даже сломала смычок о спину Давида.
Ситуация изменилась, когда во втором классе он впервые сел за фортепиано. С 12 лет мальчик начинает увлекаться эстрадой и джазом. Он слушает музыку по подаренному отцом радиоприемнику, знакомится с начинающими джазовыми музыкантами. В 15 лет его переводят на 3-й курс музыкального училища.
Юношеские годы
Когда Давиду было 16 лет, его родители развелись, и мать уехала в Москву. После развода родителей Давид начинает жить самостоятельно. Он зарабатывает, играя на танцах.
Еще раньше юноша познакомился с Юрием Вихаревым – основателем джаз-клуба Ленинградского университета. Известный пианист собирал джазовый ансамбль, и Давиду предложили вакантную роль контрабасиста.
Юноша пообещал, что освоит новый инструмент всего за 2 недели. Забинтовав стертые от упражнений пальцы, Давид начал репетировать с друзьями, готовясь к первому в своей жизни джазовому фестивалю.
Дебют на сцене
В апреле 1961 года Давид Голощекин дебютирует на сцене в рамках фестиваля «Таллин-1961». Первый сценический опыт сыграл большую роль в формировании музыканта. Он уже успел на тот момент освоить несколько музыкальных инструментов (пианино, скрипку, альт, контрабас).
Вспоминая о первом квартете Вихарева, публицист Георгий Васюточкин назвал Давида «пятнадцатилетним вундеркиндом», специально для участия в квартете освоившим игру на контрабасе.
Начало карьеры
В 17 лет Давид Голощекин заканчивает музыкальное училище и поступает во Всесоюзное концертное объединение на должность пианиста и скрипача. С 1962 года начинает выступать с эстрадным ревю Шалвы Лаури и Аллы Ким.
Затем он становится участником октета ЛИТМО под руководством Петренко. Здесь молодой музыкант выступает в новой для себя роли аранжировщика. Давид знакомится с Аркадием Мемхесом, который сыграл большую роль в его становлении как джазового музыканта. Октет много выступает, появляется на телевидении.
После распада коллектива Давид несколько лет играет в разных ансамблях, выступает в качестве солиста и преподает в джазовой школе.
Давид Голощекин в Оркестре Иосифа Вайнштейна
После работы в оркестре в ДК им. Кирова и университетском джаз-клубе «Канат» Давид возглавляет эстрадно-джазовый ансамбль, который сопровождает певца Мартика Ованесяна.
В 1964 году подходит время призыва в армию. Давида прослушивают в оркестре МВД, где он производит фурор игрой на барабанах. Но затем он надолго уезжает на гастроли, потом получает серьезную травму, и вопрос со службой в армии снимается.
После выхода из больницы Давида приглашают в оркестр Иосифа Вайнштейна. Впоследствии Голощекин рассказывал, что всегда ходил на работу в оркестр «как на праздник». Это время было для него самым счастливым.
После распада коллектива Вайнштейна Давид работает в джазовом оркестре Эдди Рознера. Затем последовала поездка в Одессу.
Голощекин устраивается музыкальным руководителем эстрадного оркестра «Гамбринус-67» при местной филармонии. Через семь месяцев Давид возвращается в Ленинград и удивляет всех, играя на трубе или флюгельгорне.
— Читайте полное интервью с Давидом Голощекиным —
Руководитель ансамбля джазовой музыки
В последних числах 1968 года при ДК им. Дзержинского был основан ансамбль под управлением Давида Голощекина. Это стало новой вехой в карьере талантливого музыканта-мультиинструменталиста.
В 1970-м ансамбль выступает в Горьком на Всесоюзном фестивале. В 1971 году Голощекин с ансамблем выступает на концерте во время приезда знаменитого Дюка Эллингтона.
В 1972 году записывается первый альбом на фирме «Мелодия». В 1975-м ансамбль Голощекина переходит на новое место, во Дворец молодежи. Постепенно к коллективу и его руководителю приходит всесоюзное призвание
В 1978 году ансамбль Голощекина отправляется на Всемирный молодежный фестиваль в Гавану. После этого его карьера идет вверх. Он неоднократно выступает за рубежом, много гастролирует по стране, выступает на телевидении.
Мультиинструменталист Давид Голощекин является лидером ансамбля «Четверо», в состав которого также входят петербургские и московские музыканты – барабанщик Виктор Епанешников, пианист Алексей Подымкин и контрабасист Сергей Васильев.
Филармония джазовой музыки
1 января 1989 года Давид Голощекин открывает первую и единственную в мире Филармонию джазовой музыки в Санкт-Петербурге. В Филармонии работают два зала – Джаз-филармоник холл и Эллингтоновский зал.
Джазовая филармония была создана мультиинструменталистом с целью культурного просвещения советских и российских слушателей в области джаза и представлению этого жанра как самостоятельного вида музыкального искусства.
Фестиваль «Свинг белой ночи»
С 1994 года каждое лето по инициативе Давида Семеновича Голощекина в Санкт-Петербурге на Площади искусств проводится фестиваль «Свинг белой ночи», художественным руководителем которого является сам музыкант. В программу входят не только концерты под открытым небом, но выступления в залах Джазовой филармонии, джем-сейшны и прогулка на теплоходе по Неве и Финскому заливу.
Предлагаем узнать о других российских джазовых фестивалях, которые можно посетить летом.
Добрый вечер! Хочу указать вам на небольшую ошибку. Давид Семёнович играть не на 8-ми, а на 9-ти музыкальных инструментах: скрипке, арфе, фортепиано, флюгельгорне, саксофоне, контрабасе, вибрафоне, ударных, а ещё на трубе (!).
Спасибо
Вы верно заметили, так и есть.