Джазовый мультиинструменталист Давид Голощекин – основатель и художественный руководитель единственной в мире Филармонии джазовой музыки в Санкт-Петербурге.

Давид Семенович играет джаз 55 лет и может многое рассказать о том, как этот жанр изменялся на его глазах. В интервью JazzPeople джазовый музыкант поведал, можно ли научить джазу, каким целям служит этот жанр и насколько сильно современному слушателю нужен джаз. 

Мультиинструменталист Давид Голощекин: «Джаз нужно послушать хотя бы раз» | Интервью JazzPeople
Джазовый мультиинструменталист Давид Голощекин

Об искусстве играть джаз

– Давид Семенович, с высоты вашего многолетнего опыта, как вы считаете, можно ли джазу научить?

– Джазу научить нельзя абсолютно точно. Можно помочь талантливому человеку развиваться быстрее, но это не является процессом обучения. Можно научить играть на музыкальном инструменте, причем даже человека с неважным слухом.

Джаз – это очень тонкое и очень сложное искусство, которое дано далеко не всем, даже закончившим пять консерваторий. Человек может быть грамотным, но играть джаз уметь не будет. Если есть дар, любовь к этому жанру у человека внутри, способности к импровизации и самобытному изложению материала, тогда можно помочь ему развиться.

Меня джазу никто не учил

Меня джазу никто не учил. Мне помогал Геннадий Львович Гольштейн, он мне подсказывал, что я делаю неправильно, отсылал к примерам из джазовой классики. Это процесс обучения и есть.

Мультиинструменталист Давид Голощекин: «Джаз нужно послушать хотя бы раз» | Интервью JazzPeople
Давид Семенович – о том, можно ли научить понимать джаз

О миссии джазовой музыки

– Может ли джаз быть развлекательным, или джаз служит только эстетическим целям?

– В джазе есть разные направления. Спустя 100 лет с момента его зарождения он постоянно развивался и обрастал разными музыкальными явлениями. Изначально это была танцевальная, развлекательная музыка.

Ритм, заражающие синкопы и специфика звукоизвлечения, не характерная для классической музыки, сделали джаз джазом. Это жанр импровизационный, он не остался на уровне новоорлеанского. Новые музыканты, осваивая джаз, экспериментировали со звучанием.

Джаз развивался параллельно с академической музыкой

Джаз развивался параллельно с академической музыкой, поэтому в джазе можно так много найти от музыки Шостаковича, Стравинского, Дебюсси. За традиционное звучание отвечают диксиленд или свинг – творчество Гленна Миллера.

Джаз, как и современная академическая музыка, жанр сложный, поэтому у него не так много поклонников. Одни считают, что джаз – это музыка Луи Армстронга и Дюка Эллингтона. Другие отдают предпочтение Чарли Паркеру, Майлсу Дэвису и Джону Колтрейну. И те, и другие неправы, занимая категоричную позицию. Изменения в джазе стоит рассматривать исключительно как ход истории.

Пытливый человек с открытым слухом хочет расширить свой кругозор, и он начинает слушать джаз. Если хочет потанцевать, то выбирает диксиленд, если нет – кул-джаз, например.

О современных жанрах вроде джаз-рока, эйсид-джаза или авангарда я не говорю – это отход от первоначальной сути джаза. Но отрицать эти течения нельзя, в противном случае джаз не дошел бы до бибопа, а после и модального джаза.

С Диззи Гиллеспи джаз ушел от танцевальности и стал восприниматься слушателями через голову и сердце.

Мультиинструменталист Давид Голощекин: «Джаз нужно послушать хотя бы раз» | Интервью JazzPeople
Давид Голощекин: «Джаз должен был развиваться, чтобы не исчезнуть как жанр»

О коммерциализации джаза

– На ваш взгляд, новые стили в джазе появляются исключительно из коммерческого интереса, или все-таки музыканты хотят раскрыть грани джаза слушателям?

– История возникновения джаз-рока давно просчитана российскими и зарубежными музыкальными историками. 60-е годы – эпоха рок-музыки. Это явление вытеснило джаз на музыкальные задворки, но импровизационный жанр начал адаптироваться под роковое звучание, дополняя его джазовыми гармониями.

Джазовые корифеи оказались отодвинутыми в сторону идолами рок-н-ролла

Этот сплав произошел искусственно, потому что некоторые музыканты почувствовали, что тенденции меняются, и им надо продолжать оставаться на своей высоте. Джазовые корифеи оказались отодвинутыми в сторону идолами рок-н-ролла. Тогда-то и стало формироваться течение джаз-рок.

Мультиинструменталист Давид Голощекин: «Джаз нужно послушать хотя бы раз» | Интервью JazzPeople
Давид Голощекин на концерте в честь 100-летия со дня рождения Эллы Фицджеральд

О необходимости джаза в XXI веке

– Вы играете джаз 55 лет. Видели советских слушателей, видите и меломанов нашего времени. Насколько современному слушателю нужен джаз?

– Вопрос хороший. Знаете, когда появились первые ростки современного джаза в клубах Нью-Йорка приблизительно в начале 40-х годов, музыканты экспериментировали с технологией игры. Звучание было незнакомым для слушателей, привыкшим танцевать под джазовую мелодию и яркий ритм. Звучание стало более продвинутым, и некоторые владельцы джазовых заведений почувствовали, что наступила новая эра джаза.

Музыканты полностью импровизировали – все происходило сиюминутно

Небольшая масса людей, которая реагировала на примитивный подход к джазу, новыми веяниями не интересовалась. Другие же, придя в клуб и услышав совершенно новую игру, интуитивно (никто ничего не объяснял) ощущали зарождение новых стилей. Музыканты полностью импровизировали – они играли не по нотам, все происходило сиюминутно. Второй раз такая музыка так же сыграна не будет.

Когда в 1991 году в Москву с концертом приехал Диззи Гиллеспи (мы играли вместе), я задал ему такой вопрос: «Мистер Гиллеспи, почему одни люди любят джаз, а другие совершенно равнодушны?» Мне это было интересно, я ответа не мог найти для себя. Он почесал затылок и сказал: «Потому что у одних людей уши открыты, а у других закрыты».

Джаз нужно послушать хотя бы раз

Мультиинструменталист Давид Голощекин: «Джаз нужно послушать хотя бы раз» | Интервью JazzPeople
Давид Голощекин: «Джаз будет жить всегда, но массовым явлением не станет»

Джаз – такая музыка, которую один раз услышал и сразу сформировалось впечатление – понравилось или не понравилось.

Джаз будет жить всегда, невзирая на наплыв рок-музыки, других коммерческих направлений. Всегда найдутся музыканты, которые являются новаторами и выступают яркими личностями. Они играют и не думают, будет ли их кто-то слушать или нет. Их занимает сам процесс.

Но всегда рядом найдутся люди с открытыми ушами, которые остановятся и подумают: это интересно. Джаз не будет массовым явлением никогда. Но какая-то определенная категория людей будет собираться в местах, где звучит джаз, потому что они его чувствуют.

На ум приходит случай, когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз. Он ответил: если спрашиваете, значит не поймете. Ну как, например, можно объяснить, что такое балет или что такое любовь. Это надо чувствовать. Джаз – это ощущения человека.

Беседовала Виктория Мэлл