«Изучение гармонического языка джаза направлено, прежде всего, на развитие у музыканта навыков джазового мышления и музицирования. Музыкальная педагогика давно выработала ряд универсальных методических приемов, помогающих успешно решать подобные задачи. Один из них – закрепление теоретического материала в игре на фортепиано.

В этом пособии данная форма стала главной в освоении и закреплении материала. Поэтому теоретический материал содержит множественные нотные примеры, готовые к практическому применению. Упражнения на фортепиано следует исполнять в ритмах, характерных для джазовой манеры исполнения. С этой целью следует помещать аккорды на мгновение раньше или позже метрической доли. В качестве поддержки на начальном этапе каждый аккорд упражнения необходимо обозначать сверху или снизу знаком, соответствующим времени его взятия.

Григорий Бондаренко Главный ход джаза jazzpeople

Степень временнóго несовпадения строго не регламентируется. Обычно она определяется темпом, жанром, чувством меры исполнителя. Следует лишь стараться сохранить чувство основной пульсации (для чего обычно джазмены отсчитывают пульс ногой).

Предлагаемые к изучению темы, выстроены по принципу «от простого к сложному»: «Главный ход джаза (II-V-I)», «Аккорды, входящие в структуру «Главного хода джаза» (II-VI)», «Исполнение и анализ гармонических секвенций «Главного хода джаза» (II-V-I) как способ развития гармонического слуха», «Тритоновые замены в аккордах «Главного хода джаза» (II-VI)», «Использование бифункциональных аккордов. Задержания и принципы их применения в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)», «Блок-аккорды, принципы их построения и применения», «Создание мелодической линии аккомпанемента путем перемещения аккордов», «Основные принципы гармонизации и аранжировки с использованием «Главного хода джаза» (II-V-I)».

В первой главе «Главный ход джаза» (II-V-I) предлагается ощутить на практике особенность звучания главного ход джаза (II-V-I). Закрепление отдельных понравившихся гармонических оборотов желательно осуществить в форме транспонирования.

В главе «Аккорды, входящие в структуру «Главного хода джаза» (II-V-I) даются сведения о составных элементах «Главного хода джаза». Здесь аккорды даны как в своем элементарном изложении, так и в «джазовой» аранжировке (для ф-но соло и для дуэта «ф-но – контрабас»). Закрепление материала следует проводить в форме игры перемещений аккордов в постоянном темпе (от медленного до умеренного), создавая различные синкопированные ритмы. В дальнейшем следует чередовать одну разновидность аккорда с другой (изменяя аккордовый колорит звучания).

Григорий Бондаренко jazzpeople

В главе «Исполнение и анализ гармонических секвенций «Главного хода джаза» (II-V-I) как способ развития гармонического слуха» приводятся способы объединения аккордов в гармонический оборот («ГХД»). Освоение материала данного раздела напрямую формирует 6 гармонический лексикон импровизатора, поскольку индивидуальность гармонического мышления джазового музыканта определяется выбором и характером исполнения гармонических оборотов. Поэтому при закреплении этой темы следует играть упражнения-секвенции (транспонирующие, хроматические и диатонические), доводя их исполнение до автоматизма. Необходимо при этом сохранять первоначальную аппликатуру и приблизить ритмическую манеру исполнения к джазовой. Другим полезным заданием, направленным на развитие аккомпанементного мышления, будет сочинение (предварительное) и сольфеджирование мелодических построений поверх играемых оборотов-секвенций.

Следующая глава «Тритоновые замены в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I)» посвящена изложению характерной для джазового гармонического мышления техники «тритоновой замены» аккордов. Для успешного усвоения данной темы очень полезно поиграть приведенные примеры в 4-5 тональностях, а также использовать другие уже рекомендованные выше способы.

Пристальное внимание следует уделить практическому усвоению материала главы «Использование бифункциональных аккордов. Задержания и принципы их применения в аккордах «Главного хода джаза» (II-V-I). Описанные в ней, способы гармонического развития позволяют джазовому музыканту создавать новые, утонченные гармонические краски. Успех освоения данной темы будет во многом зависеть от овладения способов изложения отдельных аккордов в ансамблевой игре (с контрабасом), поскольку зачастую встречаются ситуации, когда контрабас уже играет приму определенной гармонической функции, а ф-но еще нет. Начиная с этой темы, желательно приступить к регулярной гармонической обработке несложных джазовых тем.

Джаз – широкое и многогранное понятие, включающее огромный пласт музыкальной культуры последнего столетия

Интенсификацировать свое гармоническое мышление позволит освоение техники гармонизации мелодии блок-аккордами (глава «Блок-аккорды, принципы их построения и применения»). Этот способ развития мелодии весьма популярен не только в ф-но джазовой музыке, но и в аранжировках для оркестра. При изучении раздела, посвященного этой теме, возрастает роль знания различной техники соединения аккордов, законов плавного и скачкообразного голосоведения в их соединении, умения превращать заданный звук в любую ступень аккордового диссонанса. Поэтому необходимо больше анализировать нотные примеры, акцентируя внимание на практической реализации теоретических положений, изложенных в данной главе. Следует особенно подчеркивать при анализе использующиеся проходящие и вспомогательные аккорды, которые имеют важное связующее значение. Для закрепления практических навыков в изложении мелодии блок-аккордами необходимо выбирать несложные мелодии, а также постоянно упражняться в секвенцировании отдельных построений, следя за сохранением единого темпа и однотипной аппликатуры.

Важным этапом в развитии умения пианиста играть в ансамбле с солистом, можно считать освоение материала следующей главы «Создание мелодической линии аккомпанемента путем перемещения аккордов». Для постижения этой темы следует упражняться в перемещениях аккордов в различных ритмах, следя за мелодичностью верхнего голоса. Полезно также проанализировать примеры из хрестоматии в отношении приемов движения баса.

Материал, изложенный в заключительной главе пособия «Основные принципы гармонизации и аранжировки с использованием «Главного хода джаза» (II-V-I), является ключевым для создания гармонически развитых музыкальных произведений. Художественность среди требований, прилагаемых к создаваемым музыкальным построениям должна выходить на первое место».


Фрагмент книги Григорий Бондаренко. Главный ход джаза. Искусство аранжировки. Практическое руководство по гармонии джаза (для фортепиано)
Под редакцией Попова П.А. – Москва. – 2004.