Предисловие к учебному пособию «Практический курс джазовой импровизации»
Трудно переоценить начинание российских музыкантов, работающих над созданием учебно-методических пособий по джазовой и эстрадной музыке. Ценность и необходимость этих трудов бесспорна. Только поставив дело образования в этой области на подлинно профессиональные рельсы, можно бороться за хороший вкус, за высокое качество исполнительства эстрадных и джазовых оркестров и ансамблей.
Одной из первых работ является пособие Игоря Бриля «Практический курс джазовой импровизации».
Игорь Михайлович Бриль – композитор, Народный артист России, профессор, заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки РАМ им. Гнесиных, – известный джазовый пианист. Лауреат отечественных и зарубежных джазовых фестивалей, руководитель ряда созданных им джазовых ансамблей, он углубленно занимается искусством джазовой импровизации. Музыкант, получивший академическое образование (окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу профессора Т. Гутмана), И. Бриль сочетает высокое пианистическое мастерство с серьезным отношением к джазовому исполнительству.
Накопленный им собственный большой опыт в этом направлении, а также внимательное изучение опыта лучших мастеров, работающих в области «джазового фортепиано», привело музыканта к педагогике.
Педагогика и такая спонтанная область музицирования, как искусство импровизации… Какая, казалось бы, здесь связь? Разумеется, далеко не каждый музыкант способен стать подлинным мастером-импровизатором. Для этого необходимы и природные исполнительские данные, и композиторское чутье, и умение раскрывать в себе неожиданные резервы. Но это не значит, что в искусстве импровизации нет своих законов – они существуют, что и доказывает работа Игоря Бриля, в которой эти законы четко изложены. Без их изучения глубокое постижение сути джазовой музыки, сколько-нибудь серьезная работа в этой области невозможны.
В пособии почти не встречается термин «генерал-бас», однако весь методический процесс, предлагаемый автором, строится на этом принципе – цифровая основа для импровизации ставится во главу угла.
Читайте лучшие книги о джазе
Работа состоит из трех разделов.
- В первом разделе «Гармония» большое внимание уделяется изучению гармонии в практическом ее применении. Автор стремится к тому, чтобы учащиеся не только смогли хорошо знать гармонию, но и почувствовать ее, как бы пропустить через свое творческое «я», то есть свободно оперировать гармоническими комплексами, без чего искусство подлинной джазовой импровизации немыслимо.
- Во втором разделе «Мелодия и ритм» значительное внимание уделено автором развитию мелодических и ритмических навыков. Проникновение в ритмический климат джазовой музыки, обучение свободному оперированию непростым по интонационному складу мелодическим языком джаза является весьма важным для учащихся, постигающих законы импровизации.
- «Хрестоматия» (третий раздел) дает представление о различных стилях фортепианной джазовой музыки и некоторых особенностях техники игры в каждом, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся, обостряет у них чувство стиля.
«Практический курс джазовой импровизации» – первый отечественный опыт обобщения сложного и интересного, популярного сейчас музыкального жанра, и, думается, эта работа необходима как музыкантам для совершенствования мастерства, так и тем, кто хочет овладеть основами джазового исполнительства.
Композитор, Народный артист России
Ю. Саульский
Игорь Бриль – «Практический курс джазовой импровизации» (1985) – Скачать
От Автора
Музыкант, склонный к джазовой импровизации, находится в затруднительном положении, пока не появились отечественные учебные пособия по импровизации для различных инструментов.
Цель данного издания – в подборе материала и его систематизации для приобретения учащимися необходимых навыков в джазовой музыке, а также в подборе произведений для концертно-исполнительской деятельности пианистов.
Хрестоматия составлена как из произведений для сольного фортепиано, так и из импровизационных соло мастеров джаза, расшифрованных автором и Тиграном Григоряном. Разумеется, импровизационное соло исполняется в сопровождении контрабаса, либо бас-гитары и ударных инструментов.
Пособие предназначено для музыкальных училищ, но может быть использовано и музыкантами-практиками, работающими в различных жанрах джазовой музыки.
Игорь Бриль. Практический курс джазовой импровизации. – Издательство «Кифара». – Москва, 2006.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Джазовые династии: знаменитые дети джазовых музыкантов