Комикс о легендарной джазовой певице Билли Холидей

Комикс «Билли Холидей» – это не прямая биография, а скорее дань уважения Леди Дэй и ее творчеству

0
637

Этой осенью в издательстве комиксов «Бумкнига» вышел комикс о легендарной джазовой певице Билли Холидей.  

Фигура величайшей джазовой певицы Билли Холидей после её смерти обрела мифический ореол. Судьбу Леди Дэй никто не назовёт простой, но можем ли мы сказать, что знаем о ней настоящей хоть что-то? Кем на самом деле была та, чье имя постоянно пестрело в заголовках скандальных статей и полицейских рапортах?

Знаменитый аргентинский дуэт — художник Хосе Муньос и сценарист, исследователь джаза Карлос Сампайо — рассказывает историю необычайно сильной женщины, которая под невыносимым, нескончаемым гнётом расизма и мужского насилия продолжала дарить свой непокорный голос всему миру. 

Комикс «Билли Холидей» – это не прямая биография, а скорее дань уважения Леди Дэй и ее творчеству.

Комикс о легендарной джазовой певице Билли Холидей - читать
Фрагмент комикса о Билли Холидей (1)
Комикс о легендарной джазовой певице Билли Холидей - читать
Фрагмент комикса о Билли Холидей (2)
Комикс о легендарной джазовой певице Билли Холидей - читать
Фрагмент комикса о Билли Холидей (3)

Фрагмент из предисловия комикса о Билли Холидей:

«Элеонора Холидей, американская певица, известная как Билли Холидей, или же Леди Дэй, родилась в Балтиморе, штат Мэриленд, 7 апреля 1915-го и умерла в нью-йоркской больнице 17 июля 1959-го. Она стала одним из «голосов века». Их всего ничего, этих женских голосов века, в которых жил тот же крик, то же страдание, тот же ритм, та же крупица счастья… и та же бесконечная красота, низвергающая любовь: Мария Каллас, Ум Кальсум, Эдит Пиаф.

Говоря о Билли Холидей, принято упирать на её беспроглядную жизнь. Да, она действительно впечатляет, однако это своего рода защитная реакция.

В глубине души мы спрашиваем себя: как она вообще выдержала? И попутно трусливо отталкиваем другой, главный вопрос — настоящий, невыносимый: какой природы был её смех, сопровождавший эту бесконечно воспроизводящуюся агонию?

И какой природы в этом смысле было её упоение? На какой закваске рождалась энергия творить джаз в этих чёрных дырах, которые её засасывали?

Ибо Леди Дэй — это не только голос и тело, не только женщина, призванная петь блюз («Леди, поющая блюз» — так называлась её автобиография). Она — и это куда более тонкое определение — ведущая актриса той музыкальной биографии, окрашенной в тона легкомыслия и беспечности, которую мы привычно-шаблонно (не подумайте чего — из чистого целомудрия, за неимением лучшего) называем джазом. Просто она выдающийся музыкант. Под стать Моцарту или Стравинскому. Равно как и писатель, использующий незамысловатые, обыденные слова, которые её голос ломает и выворачивает, вознося на уровень Вирджинии Вулф, Карсон Маккаллерс, Маргерит Дюрас. Уровень, который оценили тотчас же.

Общество насчёт её жизней никогда особо не заблуждалось. Любое — будь то общество порядка, которое давило её как могло, или музыкальные круги, которые приняли её как королеву. Начинала она с Бенни Гудменом и очень быстро добралась до сцен лучших клубов во главе с гарлемским «Аполло». В 1935-м она уже записывалась с Дюком Эллингтоном. В оркестре «принца пианино» Тедди Уилсона её партнёрами были самые одухотворённые солисты эпохи, не признающие рамок новаторы на пике своего поэтического вдохновения, которые на ходу, не задумываясь, изобретали музыку завтрашнего дня: Бен Уэбстер, Рой Элдридж, Гарри Карни, Джонни Ходжес и, величайший из всех, Лестер — Лестер Янг, которого она совсем скоро будет звать Президент или просто През, а он её — Леди Дэй, и они вдвоём, втихую от всего мира, улетят в тайный чертог любви — странной, немыслимой, непонятной (и не поддающейся пониманию, это уж без сомнений), эдакий параллельный мир, бред, доступный лишь им одним, — вне разумения, вне глупости и пошлости простых смертных».

Франсис Марманд,

писатель, литературный и музыкальный критик

Рекомендуем: Книга о Билли Холидей – Billie Holiday at Sugar Hill