Рецензия Михаила Митропольского на альбом Stereobass Макара Новикова и Hiske Oosterwijk

Музыка нового альбома лежит в остросовременной плоскости, не цепляющейся за старые джазовые нормы. Этот тренд – популярный по обе стороны Атлантики – происходит от рок-баллад XX века, вобравших в себя многообразные возможности джаза

0
47

26 апреля контрабасист Макар Новиков и вокалистка Hiske Oosterwijk представили дебютный альбом Stereobass на Rainy Days Records. Объединение современных музыкальных идей, рожденных российскими джазменами и исполнительницей из Нидерландов, дает новому релизу лейбла пропуск в мультикультурную Европу. 

Второй интернациональный альбом, вышедший на новом лейбле Rainy Days Records, не изменяет той установки, которая была задана музыкальным продюсером и лицом издательства, выдающимся российским барабанщиком Сашей Машиным – отсутствие каких-либо стилистических ограничений, исследование новых возможностей джаза. Если в качестве лидера первого релиза выступал сам Саша Машин, то в альбоме Stereobass обозначенных лидеров двое – голландская вокалистка и актриса Хиске Оостервейки Макар Новиков, по словам Машина: “один из главных басистов в стране в настоящее время”. 

Музыка нового альбома лежит в остросовременной плоскости, не цепляющейся за старые джазовые нормы. Этот тренд – популярный по обе стороны Атлантики – происходит от рок-баллад XX века, вобравших в себя многообразные возможности джаза. 

Хиске Оостервейк можно считать представительницей подобного жанра авторской песни. Именно она автор непростых в ритмическом и гармоническом плане композиций, которые выступают в естественном балансе с многоязыковыми текстами. Вокалистка использует три языка: английский, французский и фризский.

Не обязательно быть полиглотом для восприятия историй, которые рассказывает певица в своих песнях: современный, с одной стороны интеллектуальный, с другой психоделический музыкальный язык пригоден для разговора на темы общечеловеческих ценностей. Тем более, что музыкальная театрализация, к которой склонна вокалистка из Голландии, используется ею в полной мере.

Рецензия Михаила Митропольского на альбом Stereobass Макара Новикова и Hiske Oosterwijk
Макар Новиков и Hiske Oosterwik. Фото: Eugene Petrushanskiy

Но у музыкального многогранника Stereobass есть и еще одна плоскость, отраженная в названии диска. Два контрабаса, разбросанные по стереоканалам, выполняют разные функции. Дарья Чернакова – хозяйка “мужского инструмента” –  уверенно обеспечивает базу для всех художественных ухищрений своих коллег. Макар Новиков, прошедший хорошую школу современного джаза как в России, так и на родине этой музыки, создает многоцветную картину в каждой композиции, используя при этом еще пикколо-бас и бас-гитару. Взаимодействие нескольких басовых инструментов в джазе тоже имеет свою историю.

Рецензия Михаила Митропольского на альбом Stereobass Макара Новикова и Hiske Oosterwijk
Hiske Oosterwik и Макар Новиков презентовали новый альбом Stereobass. Фото: Eugene Petrushanskiy

Можно вспомнить серию SuperBass трех контрабасистов под эгидой легендарного Рэя Брауна, но еще лучше – исторические записи саксофониста Эрика Долфи, на которых еще в начале 60-х годов прошлого века похожие функции распределялись между контрабасистом Джорджем Дювивье и Роном Картером, игравшим солирующую линию на виолончели.

Однако музыкальная басовая вязь на этой пластинке отражает реалии XXI века, которые подчеркивают точные, иногда свободные, порой репетитивные фортепианные формулы Алексея Иванникова. Пианист нового поколения, получивший музыкальное образование в Гнесинской академии в Москве и в The New School for Jazz and Contemporary Music в Нью-Йорке, уверенно чувствует себя в таком мультистилистичном проекте.

Stereobass представляет одно из современных направлений музыки, базирующейся на вековой истории джаза, но достаточно далеко ушедшей от консервативных представлений о нем, как об архивной музыке прошлых поколений.

Михаил Митропольский, джазовый обозреватель

Состав Stereobass: Хиске Оостервейк (вокал, композиции, стихи), Макар Новиков (контрабас / правый канал, пикколо-бас, бас-гитара), Дарья Чернакова (контрабас / левый канал), Алексей Иванников (рояль, Вурлитцер), Саша Машин (барабаны).

Рекомендуем: Лучшие российские джазовые альбомы

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here