Джазовые музыканты рассказали об имидже. Какой сегодня стиль выбирают современные исполнители, и так ли важная хорошая репутация?

«Внешний вид артиста сегодня – это то, с чего начинается сам артист, – считает петербургская певица Саша Алмазова. Ей противоречит псковский ансамбль «Отцы Хороших Звуков», утверждая, что подмоченная репутация музыканта заставляет зрителя «задуматься о том, что собственно несет ему творчество этого странного типа».

Трио EasyTone

Джазовые музыканты EasyTone трио JazzPeople

«Имидж – это непосредственно тот образ, который несет артист в массы. Благодаря ему публика запоминает его, узнает и отличает от других. Творчество артиста, его личность, поведение, репутация и внешний вид – все эти аспекты формируют имидж. Самое главное, чтобы его составляющие были продуманы и не противоречили друг другу, только в этом случае образ артиста будет целостным и лаконичным.

Нам всегда нравились джаз, рок-н-ролл, винтаж и немое кино. Как здорово, когда есть возможность перенестись в другую эпоху, просто переодев костюмы. Мы решили пропагандировать культуру 20-х и 50-х годов. Например, вам не составит труда представить кокетку из Чикаго: платье с бахромой, прическа «голливудские волны», темно-бардовая помада и жемчужные бусы.

Или, например, девчонку, «гуляющую по броду» с другими стилягами, в ярком сочном платье, с «роллами» на голове, конечно же, красными губами и черными стрелками.

Нам очень нравится работать над костюмами, придумывать новые прически и макияж. Но, конечно же, все они были бы неполными без соответствующего поведения. Мы влюблены в эпоху ретро, потому что барышни тогда были, с одной стороны, наивными милыми кокетками, а с другой, девушками, которые умеют зажигать и наслаждаться жизнью. Вот такие мы и на сцене! А репутацию в отличие от образов нужно зарабатывать годами. Секрет – в профессионализме: пунктуальность, качественные выступления, красивая картинка на сцене и человеческие отношения (вежливость, порядочность)».

Newlux, джаз-бэнд

Newlux jazzpeople

«Имидж важен для всех. Думаю, с плохой репутацией многого не добьешься, хотя исключения, конечно, бывают. Для нас имидж является неотъемлемой частью того, что мы делаем. Если посмотреть видео и фото 1950-60-х годов, то можно увидеть, что все музыканты выступают в строгих костюмах. На наш взгляд, это важный атрибут жанра как минимум».

Анастасия Абруцкая, солистка группы Just For You

Джазовые музыканты Анастасия Абруцкая JazzPeople

«На мой взгляд, имидж – это что-то искусственное. Эдит Пиаф в жизни была человеком жизнерадостным, одевалась как на карнавал, но при этом на сцене она была «трагической актрисой», отдавая предпочтение черному цвету. Она осознавала концепцию своего творчества. Я же действую интуитивно: я скорее старомодная. Мне кажется, я органичнее смотрелась бы в другой эпохе, поэтому и наряды у меня зачастую с уклоном в старину.

 

Мне импонирует вариант, когда сценический образ является продолжением артиста в целом, когда это не театральная маска. Мы притягиваем к себе тех, кто в чем-то похож на нас самих. Поэтому верю, что и к нашей группе притягивается публика, которая с уважением относится к тому же, что и я. Недавно после концерта девушка сказала, что у нее было ощущение, будто мы полтора часа разговаривали как давние друзья. Меня это очень тронуло».

Блиц-интервью с Анастасией Абруцкой

Отцы Хороших Звуков

Джазовые музыканты Отцы Хороших Звуков JazzPeople

«Имидж для артиста совершенно не важен. Чем менее артист будет соответствовать традиционному пониманию «артист», чем омерзительнее будет его внешний и внутренний вид, чем больше дурно пахнущих пятен окажется на его и без того подмоченной репутации, тем больше у зрителя будет оснований задуматься о том, что собственно несет ему творчество этого странного типа.

Выведенный за пределы повседневности антиобщественным видом и поведением артиста, зритель оказывается более восприимчив к тому, что артист пытается донести. Что касается ансамбля «Отцы Хороших Звуков», наши имидж и фирменный музыкальный стиль формируются естественным путем. Достаточно выйти на простор псковских далей, и их афро-славянская тоска подскажет, что и как нужно делать».

Юрий Богатырев, саксофонист

Джазовые музыканты Юрий Богатырев jazzpeople

«Имидж – это образ, через который мы легко можем определить, связан ли человек с бизнесом, политикой, музыкой или офисной работой. Конечно, имидж артиста важен, в первую очередь потому, что люди обращают внимание на внешний вид, и когда выступаешь перед публикой донести, свое творчество гораздо легче, если ты располагаешь внешне. Для меня имидж музыканта – это ухоженные волосы, стрижка, опрятная одежда и разнообразие цветов в ней, а также умение их сочетать.

Это соблюдение этикета, ровная спина и улыбка. Что касается репутации, то, на мой взгляд, она с имиджем не связана или связана достаточно косвенно, потому что когда человек видит опрятного человека, у него может возникнуть стереотип надежности в человеке, а на деле окажется по другому. Или наоборот, человек непритязательный во внешнем виде может проявить себя человеком слова или высоко профессиональным музыкантом».

Евгений Лебедев, пианист

Джазовые музыканты Евгений Лебедев JazzPeople

«Честно говоря, не очень люблю это понятие – имидж. Мне кажется, оно под собой подразумевает нечто надуманное. Артист вживается в созданный образ. Мне кажется что это все имеет место в музыке более массовой, коммерческой, где над артистом работает целая команда людей. Для меня характерная особенность джазовой музыки состоит в том, что джаз показывает исполнителя наиболее правдиво. Когда музыкант импровизирует, он по сути играет себя самого и здесь конечно имидж имеет значение, но в более глобальном, человеческом смысле.

Музыканту необходимо постоянно совершенствоваться как личности – это напрямую отражается в музыке. Конечно, внешний вид играет важную роль, но не первостепенную. Есть замечательный артист – Бобби Макферрин, его основная одежда на концертах – это джинсы и футболка , но это никак не мешает восприятию его музыки, скорее даже наоборот. Думаю, он это делает сознательно, отметает все лишнее, отвлекающее. Он интересен как личность, и это чувствуется в музыке. Поэтому имидж для артиста конечно важен, но в глобальном понимании этого слова».

Саша Алмазова, солистка группы Non Cadenza

Джазовые музыканты Саша Алмазова jazzpeople

«Сегодня принято встречать по одежке и в прямом, и в переносном смысле. К одежке относится все: и длина юбки, и стоимость костюма, и харизма, и интервью, и то, как артист отзывается о своих коллегах и ситуации в стране, и манера себя держать, и стиль жизни в целом и т.д.

Я бы разграничила понятие имиджа – в глобальном смысле и в плане внешнего вида. Конечно, я могу говорить только о российских реалиях. На Западе восприятие музыки вообще и тех, кто ее исполняет, ушло слишком далеко вперед. Российский слушатель смотрит на обертку или обложку прежде, чем решить интересен ему предлагаемый контент или нет. Все это неплохо: я сама люблю, когда прихожу на концерт и вижу, что исполнитель к нему подготовился. Сама с пристрастием подхожу к выбору нарядов. Во-первых, это красиво! И это очень коррелирует с нашей музыкой. Если бы я исполняла рок или электронику – могла бы позволить себе не углубляться в этот вопрос. Наверное. Во-вторых, продуманный внешний облик – это все-таки уважение к зрителю. И наконец, сценический имидж – это тоже элемент шоу и неотъемлемая часть качественного концерта, как свет или звук.

Внешний вид артиста сегодня – это то, с чего и начинается сам артист. Можно обладать средним талантом, но грамотный имидж может нивелировать это. А вот наоборот такое правило не работает: если вы гений, этого может никто и не заметить, если «костюмчик не сидит», а поведение на сцене и вне ее оставляет желать лучшего. По крайней мере, успешности в ее нынешнем понимании точно не видать.

Если говорить о джазовых исполнителях – это вообще отдельная тема: виртуоз может позволить себе выйти на сцену хоть в футболке. Что касается имиджа в целом, думаю, что в моем случае он формируется органично и естественно. Поскольку я и моя группа не являемся чьим-то проектом, в котором продюсеры реализуют свои личные амбиции, мы просто остаемся собой. И в данном случае вопрос имиджа – это вопрос общей человеческой культуры и воспитания. И опыта! Имидж может и должен меняться: например, если раньше я соглашалась практически на любое сотрудничество, любое выступление, сейчас я очень избирательно подхожу к этому. Поскольку все это влияет на репутацию. Одним неудачным шагом можно перечеркнуть многие возможности».

Алевтина Полякова, тромбонистка и вокалистка

Джазовые музыканты Алевтина Полякова JazzPeople

«Сейчас очень много артистов обращается к стилистам, чтобы подобрать себе образ. Да, выглядит красиво, интересно, но я считаю, это не так харизматично по сравнению с тем, когда артист сам умеет подбирать одежду по своему естеству, настроению, видению себя изнутри, или бывает случайно получается одеть что-то, что потом становится его визитной карточкой.

Например, имидж Фредди Меркьюри, Эми Уайн Хаус, Майкла Джэксона и многих других, стали уже легендарными, не разрывными с ними самими, и более того их уже заимствуют многие другие артисты. Я считаю, что музыкант сам должен создавать свой собственный имидж, не бояться своих оригинальных идей, которые в будущем могут сложиться в  неповторимый стиль!»

Геннадий Филин, руководитель группы Feelin’s

Джазовые музыканты Feelin's JazzPeople

«Внешние проявления и внутренняя суть относительно человеческого «я» – всегда единое целое. Проблемы возникают, когда одно игнорируется или переоценивается в ущерб другому. Например, раздутый имидж на «пустом месте». Это мы часто видим в попсе. Или другая распространенная уже в джазе ситуация – музыканты выходят на сцену в обычной одежде, делая ссылку на качество своей игры.

На самом деле они оказывают нашему общему делу настоящую «медвежью услугу». Имидж важен для артиста. Вопрос всегда в гармоничности его проявления. Результат называется самобытностью. Репутация всегда складывается как естественный результат честности по отношению к самому себе и тому, что делаешь. Я имею в виду настоящие вещи, которые дороже золота».

Проект Naomi Bit

Джазовые музыканты Naomi bit jazzpeople

Ольга Исаева – руководитель проекта, вокалистка:

«Имидж – безусловно, очень важен для любого серьезного человека, а если это еще и публичное лицо, тут не приходится сомневаться. Имидж – это не только внешний вид, это во многом еще и поведение, и поступки. Я слежу за собой в этом смысле даже не столько из-за мнения стороннего наблюдателя – мне важно быть в гармонии с собой.

Что же касается внешней составляющей, для меня огромная радость работать с командой профессионалов. У нас есть стилист, который следит за образами участником проекта на всех выступлениях и фотосессиях.

Важной составляющей имиджа проекта является его  атмосфера – у нас очень дружелюбно и весело проходит весь творческий процесс, за что особое спасибо всем музыкантам, с которыми я имею счастье работать.

Алексей Исаев – солист проекта, флейтист:

«В проекте мы выдерживаем определенную стилистику. Джаз – музыка интеллектуальная, и ей необходимо соответствовать.  Я по роду своей деятельности – педагог и артист оркестра – придерживаюсь всегда характерного стиля в одежде и поведении».