Приветствую всех, кто решил провести этот чудесный зимний вечер вместе с нами. В эфире очередной выпуск передачи Вечера в стиле блюз, а у микрофона по традиции Даша Винокурова.

Сегодняшний выпуск будет посвящен весьма любопытному музыканту, имя которого звучит в наши дни непростительно редко. Когда заходит речь о стилевом миксе рокабилли, блюза, кантри, свинга и рок-н-ролла, почти все, почему-то, упоминают Брайана Сетцера. Несомненно, он был выдающимся музыкантом, но первенство в этом отношении принадлежит герою нашей передачи. Столь разностороннего и щедро одарённого музыканта может точно охарактеризовать его же высказывание:

Когда я играю, у меня в голове звучат совершенно разные вещи. Мои корни уходят в ритм-энд-блюз, кантри, рокабилли, рок-н-ролл и джаз. Я пытаюсь быть человеком-оркестром

Кумиры кто?

Чем больше знакомишься с наследием Дэнни, тем чаще начинаешь задавать себе вопрос: а что, если бы? Что было бы, если бы фортуна чаще ему улыбалась? Если бы он не был чрезвычайно скромным и домашним человеком, да еще и донельзя самокритичным? И вообще какой бы была музыкальная панорама 90-х, если бы он сам не оборвал свой земной путь в 1994 году? Сдается мне, что Гэри Муру пришлось бы изрядно постараться, чтобы остаться на плаву. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Дэнни Гэттон и сейчас остается персоной, широко известной в узких кругах. Рядом с ним постоянно кружат эпитеты «непризнанный» и «недооцененый».

Кроме того, его судьба пополняет копилку трагических историй рок-н-ролла. Причину рокового выстрела до сих пор не могут понять ни родственники, ни близкие друзья, которые говорили о нем с неизменной теплотой – он умел дружить. Но сегодня я хочу рассказать вам историю блестящего музыканта и невероятно светлого человека, по возможности отбросив драматический подтекст. Пусть этот выпуск откроет его музыку тем, кто ее не знает. Ну а для просвещенной аудитории станет отличным поводом насладиться ею еще раз!

Дэнни Гэттон Danny Gatton JazzPeople

Дэнни Гэттон родился 4 сентября 1945 года в Вашингтоне. С раннего возраста он начал увлекаться музыкой, а в 9 лет начал брать уроки игры на гитаре у Эйба Розенблюма. Тренируясь читать с листа короткие пьески типа Guitar Boogie Артура Смита, Гэттон развивался быстро. Его занятия закончились в начале 60-х, после того как он самостоятельно смог освоить пьесу Wildwood Flower, которую однажды сыграл его приятель. Вот и все его образование. Но этого ему вполне хватило для успешного старта. Как раз в этот же период начинает проявляться одна типичная для Гэттона черта. Он был увлечен музыкой самых разных направлений. Ему безумно нравилось джазовое творчество Чарли Крисчена, поп-музыка Леса Пола и, при этом, кантри Хэнка Гарланда. И что самое интересное, он нисколько не сомневался в своей способности сыграть все это.

Восходящая звезда Дэнни Гэттон

В течение 60-х и начала 70-х Гэттон и его группа активно выступают в клубах Вашингтона. И со временем его стали приглашать в аккомпанирующие составы к другим музыкантам. Постепенно растет его популярность. Кульминацией этого периода стало турне по клубам Восточного побережья. В результате Дэнни просто засыпали предложениями сессионной работы. Но его тяга к дому была слишком сильна, потому он распределял «заказы» по своим друзьям, жившим в других городах. Вот что вспоминает гитарист Арлен Рот, который был близко знаком с нашим героем:

Я постоянно получал звонки такого характера: «…мы хотели бы заполучить Дэнни Гэттона, но он сказал, что поскольку мы находимся в Нью-Йорке, то нам надо обратиться к вам

В середине 70-х Дэнни знакомится с Лесом Полом, который был просто в восторге от молодого гитариста. Ну, сами посудите. В то время было много хороших исполнителей, но они все были на миллион миль далеки друг от друга. Одни могли играть очень быстро, другие тянули блюзовые соло, третьи подкупали изощренными рифами. Коллинз играл свое, Трэвис – свое. И тут появляется Гэттон, который играет все! Да так играет, что душа радуется! Он умеет легко переходить от одной манеры к другой, буквально жонглировать стилями и получать от этого нескрываемое удовольствие. И когда родители Дэнни спросили у прославленного музыканта, выйдет ли толк из их сына, тот сказал: «Конечно. Я просто уверен!»

Дэнни Гэттон Danny Gatton JazzPeople

Но, несмотря на столь лестные отзывы, Гэттон всерьез задумался о музыкальной карьере только в 1988 году. И стимулом к этому стала покупка фермы в Мериленде, на реконструкцию которой требовались большие деньги. В следующем году появляется его первый сольный альбом Unfinished Business, которая моментально обратила на себя внимание. Его фото появляется на обложках журнала Guitar Player, затем интервью с музыкантом печатаются на страницах Guitar World, Musician и даже Rolling Stone. 1991 год ознаменовался выходом полностью инструментальной работы под названием 88 Elmira St., который получил номинацию на Грэмми! В ней талант Гэттона показал себя во всей красе. Друг друга сменяют композиции в стиле рокабилли, блюз, грустные баллады и юмористические версии тем из телевизионных шоу. Сам Дэнни говорил: «На этой записи было все, что я хотел высказать в тот момент».

После выхода этого альбома Дэнни получает наиприятнейший подарок от фирмы Фендер. На основе его Телекастера 53 года выпуска, была сконструирована именная модель. Гитара была оснащена датчиками Джо Бардена, пластиной и нержавеющей стали и ручкой, позволяющей делать эффект «wah-wah» вручную. О нем начали говорить даже те, кто исполнял совершенно другую музыку. Вот, к примеру, Джеймс Хетфилд, посмотрев его видео школу, понял в каком направлении ему двигаться дальше. И он даже купил себе именной Телекастер!

Около получаса после каждого выступления слушатели хлопали, топали, кричали и вопили, пытаясь вызвать Гэттона на бис

Путь к мечте

Можно сказать, что в этот период карьера Гэттона достигает своей кульминационной точки. Он реализует свою давнюю мечту и записывает джазовый альбом New York Stories, на котором мы можем услышать бибоп, характерный для 50-60-х и музыку в стиле Артура Блейки. Следом выходит не менее интересная работа Cruisin Deuces. Желая закрепить успех, он совершает турне по всем Соединенным Штатам и получает кучу предложений совместной работы. Он записывается с Арленом Ротом и Крисом Айзеком. Однако Фортуна изменчива и капризна. На лейбле Electra Records Дэнни держался в основном из-за поддержки одного из топ-менеджеров. И после его ухода имя Гэттона просто вычеркнули из всех списков. В итоге музыкант полностью уходит в сессионную работу.

Дэнни Гэттон Danny Gatton JazzPeople

Но, несмотря на все, Гэттон продолжал выступать. И успех неизменно ему сопутствовал. К примеру, 2 июля 1993 года в Сан-Франциско, состоялось одно из самых потрясающих его выступлений. Дэнни грел зал перед шоу Джо Эли на площадке Слимс. Публика просто стояла на ушах! И успокоить ее не могли ни погашенный задний экран, ни выключенная иллюминация. Около получаса слушатели хлопали, топали, кричали и вопили, пытаясь вызвать Гэттона на бис. Но он тогда на сцену так и не вышел. Позднее он признался, что счел свое выступление не слишком хорошим и решил не затягивать разогрев. В итоге за столь ошеломляющее выступление руководство клуба заплатила ничтожную сумму в 500 долларов.

Смерть при странных обстоятельствах

В августе 1994 удача снова улыбается Дэнни. Ему удается весьма успешно отыграть с Джеймсом Бертоном и Джерри Донахью на открытии нового ночного клуба Бертона в Луизиане. И в целом перед Гэттоном открывались интересные перспективы. Днем 4 октября 1994 года он активно обсуждал возможные гастроли и фестивали со своим другом, басистом Джоном Привити, был в прекрасном расположении духа и много шутил. Но буквально через 2 часа все изменилось. Он сказал, что играть на гитаре больше не хочет, закрылся в гараже своего загородного дома в Мэриленде и поставил точку выстрелом из ружья.

Причину этого поступка никто не мог понять, ведь все знали Гэттона как очень жизнерадостного и неунывающего человека. Он был мастером на шутки и розыгрыши. К примеру, в интервью журналу Guitar Player он рассказывал о своем излюбленном способе заканчивать выступление досрочно.

Дэнни Гэттон Danny Gatton JazzPeople

«Это отличный трюк. Мы играли в одном клубе, там было все очень нудно и мы захотели побыстрее закруглиться. Итак, я ради хохмы взял переключатель вибрато от фендеровского усилителя и к одному концу присоединил сетевую вилку, а затем воткнул эту конструкцию в розетку на задней стенке усилителя. Так что, когда я наступал на эту адскую машину, происходило короткое замыкание. Мы отыграли полтора отделения, я нажал на переключатель и электричество вылетело. Пока эта штука была включена, никто не мог обнаружить неисправность. Электрики все обыскали, но так и не нашли, где замыкает. Когда мы пришли на следующий вечер, они уже успели заменить проводку в клубе. Мы немного поиграли, затем нажали переключатель и сели пить пиво при свечах».

Секрет популярности

В своих выступлениях он обожал использовать разные трюки. К примеру, ему закрывали глаза руками, а он играл всё быстрее и быстрее. Публика просто сходила с ума! Вместо ботлэнка Дэнни использовал пивную бутылку, а если гитара обливалась содержимым, то он начинал играть на ней левой рукой, завернутой в полотенце. Как-то раз Дэнни сказал:

Недавно слышал, что кто-то восхищается моей техникой. Да в ней нет ничего особенного! Я просто выбираю наиболее лёгкий способ сыграть ту или иную вещь, ведь я самый ленивый человек на Земле!

Но почему же тогда слушатели буквально челюсти на пол роняли, как только Гэттон начинал играть? Он умел извлекать из своего Телекастера потом искрометных пассажей, мелодических линий. Он мог начать композицию в юмористическом ключе, а закончить пронзительной балладой, которая становилась настоящим откровением. Его техническому арсеналу могут позавидовать многие современные герои гитары. Дэнни владел и пальцево-медиаторной техникой, использовал каскады арпеджио, банджо-ролл, дабл-стопы в духе Чака Берри, хроматические октавные ходы по примеру Клиффа Гэллапа. Перечислять всё очень долго! Но, может быть, стоит больше слушать? Ведь сам Гэттон мало задумывался о технической стороне. Он пытался донести образ, энергетику и саму идею.

Замечательно сказал о Дэнни Гэттоне Джерри Монтроуз:

Он отдавал себя настолько, насколько другие могли взять от него. В его глазах можно было увидеть вселенную. В нем жили деятельный гений и великий дух. Он поражал своей душевной красотой всех, кто с ним встречался. И он был величайшим из известных мне музыкальных талантов.