Накануне концерта 2 апреля в московском Доме музыки композитор и пианист Алексей Рыбальник рассказал в интервью JazzPeople о жажде свободы в новом мультимедийном проекте «Один в океане», что значит искренность артиста, какую музыку любят слушатели – авторскую или традиционную, а также о миссии музыканта как проводника в мир искусства.

О связях искусств

– Алексей, как пришла идея сделать программу по фильму?

– «Один в океане»  – это экранизация документального романа, истории человека, который в 1974 году прыгнул с круизного лайнера в Тихий океан, так как для него это был единственный шанс выбраться на свободу.

Композитор и пианист Алексей Рыбальник2 года назад я прочитал книгу о Славе Курилове. Поступки таких людей безумно вдохновляют. Мы знаем, что в СССР было трудно оказаться за пределами государства, а так как главный герой, Станислав Курилов – океанограф, для него это принципиальный вопрос. Ему постоянно отказывали в визе, он не мог выехать из страны для научных изучений, поэтому он выбрал такой способ.

Для нас главной темой стала «невероятная жажда свободы», на что готов человек ради ощущения свободы и своей мечты. 

После этого и начал рождаться наш уникальный проект. Любители моей джазовой музыки не должны переживать, одно другому не мешает, даже наоборот, помогает. Многие, кто знаком с моим творчеством, в основном знают меня как джазового музыканта, но я также пишу музыку к фильмам.

О важности быть искренним

– Можно часто услышать, что на сцене артист должен быть искренен перед зрителем. Согласны ли вы с этим утверждением и что вы сами вкладываете в понятие искренности музыканта на сцене?

– Хороший вопрос! (Улыбается) Зритель, на мой взгляд, чувствует все! Если артист уверен в себе, искренен перед зрителем, то обязательно возникает контакт. Думаю, музыканты поймут, о чем я говорю.

Бывают такие концерты, после которых чувствуешь себя опустошенным. Вот это я могу назвать понятием искренности на сцене

Но, к сожалению, это не всегда удается, даже опытным музыкантам в силу разных обстоятельств.

Трио Алексея Рыбальника

О традициях и новаторстве

– Что воспринимается современным зрителем с наибольшим интересом – авторская музыка или все же известная, традиционная (джазовые стандарты)?

– Рад слышать такой вопрос! Мне кажется, будущее за новой, авторской музыкой. От известной, традиционной музыки, неоспоримо, гениальной уже все устали, как зрители, так и музыканты.

Просто невозможно слушать одно и то же на всех концертах.

Я понимаю, что если в афише известный автор, то зал будет заполнен, но всему есть предел. Авторскую музыку писать сложно, долго, так как нужно тратить много времени на аранжировку, форму, сочинение мелодии и еще множество нюансов, которые необходимы для того, чтобы сочинение воспринималось зрителем. Нередко не до конца продуманные произведения выдаются за «свою философию» или «современный стиль». Еще проще бывает исполнить стандарт. Хорошо, когда сделана аранжировка. Но, к сожалению, некоторые музыканты и это не делают.

Сейчас настолько быстрый ритм жизни, что просто не хватает времени на творчество. Музыканты заняты «зарабатыванием денег» – это быстро и не требует затраты большого количества времени. Такое имеет место быть. А современными зрителями с наибольшим интересом будет восприниматься и авторская музыка, если они будут чувствовать, что это сделано с душой, искренне.

«Один в океане»

Композитор и пианист Алексей Рыбальник - Интервью JazzPeople.ru
Пианист Алексей Рыбальник на премии Радио Джаз 2017

– Расскажите, с кем вы будете играть концерт 2 апреля в Доме музыки?

– В первом отделении мы будем играть в составе трио с контрабасистом Николаем Ольшанским, барабанщиком Алексеем Будариным, к нам присоединится гитарист Глеб Ласкин, с которым мы вместе трудились над аранжировками к музыке проекта «Один в океане». С виолончелистом Арсением Чубачиным у нас идет работа над совместным альбомом, который мы презентуем уже летом на сцене международного джазового фестиваля «Петроджаз» в Санкт-Петербурге.

Во втором отделении у нас премьера мультимедийного проекта «Один в океане». С Валерией Рэй (хэндпан) мы придумали много интересного для музыки к проекту. Хэндпан зазвучит по-новому, и зрители смогут познакомиться с этим уникальным инструментом. С Александром Хананиным (художественное слово) мы вместе заканчивали Гнесинское училище – я сразу представлял, кто может справиться с той или иной задачей.

Я счастлив, что на финише проекта «Один в океане» могу уверенно сказать, что над ним работали действительно профессионалы своего дела! У нас получился невероятно интересный и красивый проект. Он уникален, такого в нашей стране еще не было.

Алексей Рыбальник: «Будущее за новой, авторской музыкой»

О миссии музыканта

– Алексей, в чем, на ваш взгляд, заключается задача современного музыканта как проводника в мир искусства?

– Сложный вопрос, много нюансов. Не могу ответить однозначно. Наверное, главной задачей музыканта является привнести в мир искусства что-то красивое, честное. Лично для меня синоним к слову искусство – красота.

Беседовала Виктория Мэлл
Фото предоставлены гостем интервью Алексеем Рыбальником