8 декабря, в день рождения Романа Гринёва, джазового бас-гитариста и композитора, в клубе Алексея Козлова пройдет Второй ежегодный фестиваль его памяти «Гринфест».

Два года назад 3 ноября 2018 года трагически ушел из жизни известный российский джазовый музыкант, композитор, аранжировщик и бас-гитарист Роман Гринёв. Он родился и вырос в подмосковном наукограде Черноголовка, затем поступил на эстрадное отделение Государственного музыкального училища им. Гнесиных, а после и в Академию. Ещё учась в школе, Роман вместе с единомышленниками собрал свою первую музыкальную группу Swing Street.

Роман Гринев

Коллектив Funk You, основанный Гринёвым в конце 1990-х, просуществовал более 10 лет, на протяжении которых неизменно оставался его творческой лабораторией. Это был один из первых, и сильнейших, коллективов в этом жанре в 1990-е годы, выполнявший в то время в том числе функцию культпросвета.

Гринёв – один из основателей джаз-фьюжн коллектива Fusion Port, а также участник множества команд: Kimbata, «Станции Мир», UniversaLove, C.L.O.N.E., Smitanaband, создатель лейбла GrinStar Vibrations. Как востребованный басист Роман переиграл со многими самыми разноплановыми музыкантами: джазменами Алексеем Кузнецовым, Даниилом Крамером, Александром Герасимовым, Сергеем Манукяном, Мариам Мерабовой, блюзменами Михаилом Мишурисом, Гией Дзагнидзе, Борисом Плотниковым, лидерами-вокалистами Николаем Арутюновым, Федором Чистяковым, Михаилом Башаковым, Евгением Маргулисом, Татьяной Зыкиной, Ираклием Пирцхалавой и многими другими. 

Перед вами воспоминания о Романе его друзей и коллег, лучших московских музыкантов, представителей джазовой сцены. Всех их можно будет услышать 8 декабря, в День рождения Романа, в клубе Алексея Козлова, в этот день проходит ежегодный фестиваль памяти музыканта, там можно будет услышать и его собственную музыку.

Наталья Скворцова, пианистка, композитор и аранжировщик

Наталья Скворцова, джазовая пианистка

Рома был уникальный музыкант. Его можно было или очень любить, или не работать с ним. Это не был человек обычный, решающий какую-то стандартную задачу, идеальный работник. Это была личность, творческая единица. Он играл так, как не играл никто, он мог делать чудеса, в его руках инструмент пел. Рома сочинял уникальную музыку. Играть с Ромой это было не то, что играть с другим человеком. Играть с Ромой, дружить с Ромой, проводить с ним время – это была большая часть моей жизни. Теплый, искренний, эмоциональный, творческий, умный, интеллигентный добрый и очень тонкий. Бесконечная песня про любовь. Любовь к жизни, любовь к людям.

Что такое музыка? Это язык, на котором мы можем о чем-то говорить. Рома говорил о любви, ни о чем другом он говорить не мог. Он был уникален в плане своего мышления, своего искусства, владения инструментом, своей жизни, ума – того, как он думал. И ничего похожего никогда больше нигде не будет и не случиться. Это человек, который очень много сделал для нас с вами и для музыки в этом городе.

Феликс Лахути, скрипач, вокалист, шоумен, композитор, аранжировщик, продюсер

Феликс Лахути, джазовый скрипач

Рома Гринёв – басист, а не скрипач, но он всегда ассоциировался у меня с Никколо Паганини. Причем не как таковым, а с персонажем советского фильма про Никколо Паганини. Там такой, с одной стороны, очень тёплый, с другой — демонический типаж. А по виртуозности Роман — басовый Паганини. Помню наш фьюжн-коллектив под названием UniversaLove, туда вошли я, Роман Гринёв и Александр Староверов. С ними вместе и барабанщиком Петром Ившиным мы записали двойной джазовый альбом, где все партии баса исполнены Ромой. Там есть совершенно потрясающая латина «Чувство мелодии», где на рояле в качестве специального гостя играл Даниил Крамер, наш известнейший джазовый пианист. Они с Ромой очень хорошо спелись.

В один момент они остаются фактически вдвоём — это начало соло Крамера, где слышен только рояль и Ромин бас. И всё это в наитончайшем взаимодействии. Этот шедевральный момент остался на моём диске как память. Я слушаю и вспоминаю, какая это была магия, и как хорошо, что удалось её зафиксировать. Хочу, чтобы запомнили, насколько многогранной личностью Рома был. Сколько направлений и стилей он объединил — это и блюз, и афро-бит, и фанк, и джаз традиционный, и джаз нетрадиционный, и хип-хоп, и проекты Groovy Jam с танцорами брейк-данса. Очень многогранный и одарённый человек, влюблённый в своё дело и мастерски его знающий. 

Дмитрий Илугдин, пианист, композитор, основатель Ilugdin Trio

Дмитрий Илугдин, джазовый пианист

Он взял какую-то идею, шедшую еще от бас-гитариста Жако Пасториуса — такая ритмичная пальцевая игра, — но потом уже в зрелом возрасте он настолько ее развил в свой уникальный стиль, что по манере Рому можно было узнать очень легко. Это же самое ценное, когда у музыканта есть свое лицо. И у Ромы оно было невероятно яркое.

Много виртуозных бас-гитаристов, в том числе, тех, которые наверно по технике в чем-то превосходили его. Но бас-гитаристов, которые настолько имеют свое лицо, их не так много. Впрочем, как и любых музыкантов — виртуозов много, а личностей — не очень.

Игорь Муллер, гитарист и продюсер

Игорь Муллер, джазовый гитарист

Как-то мы сыграли джем – очень хороший джем, длинный, как мы все любили. Рома был со своим другом в баре, и я подошел рассчитаться с ним. Он меня обнял и говорит: «Вот это Игорь, с ним я чувствую себя немножко свободней». Я остолбенел. Я думал над этими словами и потом сказал ему: «Рома, ты и есть такой человек для нас всех, мы все с тобой чувствуем себя немного свободней». Ромина особенность была в том, что он всегда давал тебе место побыть классным, супер классным – солистом, аккомпаниатором. С ним это было легко. Ему хотелось, чтобы люди вокруг могли выражать себя настолько полно, насколько они способны.

Как музыкант он хулиганил. Это одно из тех качеств, которые  я очень сильно люблю в музыке – способность быть ироничным. И он шутил сам над собой, шутил над музыкой, которую он играет, очень по доброму, без сарказма  – именно с иронией. Одновременно он мог относиться очень серьезно, умел цитировать все подряд во время своих соло, какие-то совершенно неожиданные находить цитаты, прочтения того, что он играет. Хулиганистый и невероятно талантливый. Честность была его внутренним состоянием – именно это качество позволяло ему быть настолько искренним на сцене, потому что он был честен с самим с собой. Эта честность позволяла быть ему таким открытым искренним и свободным. 

Петр Ившин, барабанщик, бэндлидер, композитор и аранжировщик

Петр Ившин, джазовый барабанщик

В его музыке очень много того, что Рому отличало от большинства – он  все время искал свой музыкальный язык, свои ходы. У него был свой мир и представление, которое он пытался реализовывать через музыку – для музыканта это вообще самое главное. Очень многим есть, чему поучиться у него. Рома был одним из тех людей, которые были преданы настоящему искусству.  Сейчас очень мало людей, которые по-настоящему чем-то живут. Рома из того поколения музыкантов, для которых именно то, что он делает, было самым главным смыслом.

Из-за того, что теперь каждый музыкант занимается пиаром, сам продукт и сам уровень музыкального материала стал не настолько высоким, причем я говорю не про качество  – качество исполнения очень высокое, оно становится с каждым годом все выше и выше, –  я говорю про содержание. Чтобы нести содержание, надо больше находиться в том, чем ты занимаешься. Если это музыка, то ты должен вкладывать туда все свои мысли, переживания, эмоции и взгляды. Думая о том, как это продать, ты неизбежно подстраиваешь контент под эту задачу, что конечно же мешает многим музыкантам делать какие-то весомые вещи. Рома был из тех людей, которые заботились именно о содержании. И я хотел бы обратить внимание на то, что такой путь тоже существует. 

Анна Королева, саксофонистка, пианистка, вокалистка, композитор 

Анна Королева, джазовая саксофонистка

Рома  – человек, который жил каждой нотой,  эмоционально реагировал на нее. Он всегда глубоко копал, поэтому у него ноты все живые,  ни одной равнодушной. Играл каждый раз как последний – на износ, горел сердцем и тем самым эмоционально раскрывал других.  Рома был настоящим духовным лидером –  запросто мог собрать людей и устроить такое энергетическое состояние, где все объединены – музыкой, общением. Помню, как мы несколько раз приходили к нему на дни рождения в клубы, вместе играли, и все это перерастало в сейшн – было очень здорово.

Для меня Рома Гринев и фанк – неразрывные понятия, но при этом подобно хамелеону он мог менять стилистическую направленность, уходя в разные грани и категории, но не изменяя своей органике. У него режиссура музыкального стиля в крови. Его не стало и думаешь – а кто же теперь фанк будет играть? Он был яркий, выдающийся, светящийся музыкант, который всегда с тобой. Его невозможно не заметить, и  в то же время невозможно забыть. Уход Ромы – это потеря части себя.

Гринфест 2020

Год назад с аншлагом прошел первый «Гринфест». Почтить память бас-гитариста пришли его друзья и коллеги, лучшие музыканты города, звезды джаза и блюза: Сергей Манякун, Мариам Мерабова, Анна Королева, Дмитрий Илугдин, Феликс Лахути, Алексей Круглов, Алексей Давлетшин, Асия Шакирова, Гия Дзагнидзе, Ольга Олейникова, Юрий Новгородский, Николай Добкин, Борис Плотников, выступили группы Kimbata, Станция Мир, проекты Романа Funk You и Fusion Portсобрались, чтобы исполнить его музыку.

Ядро программы «Гринфеста 2020» прежнее, но будут и новые гости! Народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов, блестящий клавишник Валерий Степанов, виртуозный гитарист Дмитрий Четвергов, певица Ирина Сурина, фанк-оркестр «Бенарес Экспресс» и другие. 

Цель фестиваля – объединить лучших представителей жанров, создать симфонию из импровизационных стилей, отвечавших творческим устремлениям многогранной личности Романа Гринёва. Джаз и блюз, фанк и соул, рок и много авторского материала. Главное, снова прозвучит собственная музыка Романа, которую исполнят его друзья.

Материалы публикуются с согласия Ивана Гринёва, брата музыканта