В преддверии концерта 28 ноября в Лендоке в Санкт-Петербурге гость из Риги, саксофонист и флейтист Денис Пашкевич, рассказал в интервью JazzPeople о сотрудничестве с петербургским фьюжн-бэндом Intuitive Project, записанных и готовящихся к релизу пластинках, своем отношении к современному джазу и о том, как начинался его собственный путь в мир импровизации.

Расскажите подробнее, какую программу вы готовите совместно с Intuitive Project для концерта в Лендоке?

– Мы исполним оригинальные композиции Юлии Варди и Ярослава Образцова и их Intuitive Project. Мы будем играть эту музыку, исходя из призмы нашего сотрудничества, идей, которые рождаются в идиоме джаза.

Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople
Что вы чувствовали, когда ваш альбом Yours faithfully был признан лучшим в категории «Джаз и блюз»? Какие работы последовали за этой пластинкой?

Сами ощущения, когда что-то выигрываешь или получаешь наградуэто, конечно, очень приятные ощущения, поскольку во время работы, как артист ты не думаешь, какой же будет социальный результат. Ты думаешь о том, какой результат будет в музыке, культуре и, безусловно, для нас это было очень приятно. Для меня, моих коллег из Копенгагена, Дании и моего партнера по музыке Кристиана Фрэнка, с которым мы осуществляли данный проект. 

Мы получали хороший фидбек от Аарона Паркса из Нью-Йорка, на него как на музыканта это произвело большое впечатление. Я должен сказать, что это не первая моя награда, было также много номинаций, но этот альбом очень личный и особенный для меня. 

За ним последовало еще 5 альбомов, скоро я выпускаю двойной альбом, посвященный Джону Колтрейну, с моим музыкальным составом A Love Supreme Collective, также записали пластинку с моим квинтетом, где моим гостем стал финский трубач Микко Гуну Карьялайнен. 

Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople
Денис Пашкевич и Intuitive Project

Я думаю, запись виниловой пластинки была большим шагом, и запись трио с Аркадием Готесманом и Вячеславом Ганелиным, это направление более авангардного джаза, импровизационной музыки».

– Ваш основной музыкальный инструмент – саксофон. Как начиналась ваша профессиональная карьера, когда вы были молодым исполнителем?

– Да, мой основной инструмент – тенор-саксофон, но также я имею образование академического флейтиста, первым моим инструментом была флейта. Я никогда не мог внутри себя понять, что же важнее для меня. Я могу сказать, что, если тенор- или сопрано-саксофон – это сильный звук, манифест, стиль музыки, то флейта – это сердце и дух музыки. Также я играю на бас-кларнете, на разных других инструментах, что очень помогает в композиции. Я люблю электронную музыку и обработку, инструменты нашей эпохи, интересный мир компьютерной технологии. Я всегда слежу за тем, что происходит, какие новые инструменты мы имеем вокруг нас. 

Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople

Очень люблю рояль, много музыки пишу именно на рояле, не на саксофоне или флейте, поскольку считаю, что гармоническое развитие очень важно.

Считаю, что гармоническое развитие очень важно

Начинал я как пианист в детской музыкальной школе, моя карьера развивалась, как я уже говорил, как академического флейтиста. В 14 лет я стал лауреатом Всесоюзного конкурса флейтистов в Магнитогорске.

Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople
Когда мне было 13 лет, я услышал первую джазовую запись в своей жизни – это был Джон Колтрейн A Love Supreme, на одной стороне кассеты, и квинтет Майлза Дэвиса на другой.

Я понял, что хочу играть джаз, как Джон Колтрейн, но в то время у нас в Латвии не было джазового образования. Мы могли развиваться по джазу только частным образом, ища мастеров и играя с ними, брали частные уроки. Так и было до момента поступления уже на втором курсе музыкальной академии в Эстонию к учителю-саксофонисту, у которого учился параллельно с Академией. И далее шаг за шагом.

Я очень рад, что имел таких менторов, как Джерри Бергонзи, Джо Ловано, Борис Гаммер, Владимир Колпаков, Раймонд Раубишко, Брайан Мелвин, Чарльз Ллойд, Чарли Миклен и множество других музыкантов. 

Корни моей музыки уходят в фанк, я играл его, изучал, далее двигался в бибоп и хард-боп, авангард. Последние 15 лет я изучаю авангард и импровизационную музыку.
Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople
– Европейский и российский джаз – в чём вы видите основную разницу?

– Последние 10 лет я имею прекраснейшие отношения со скандинавскими музыкантами, с норвежцами, шведами, датчанами, но там тоже есть деления музыкального направления, поскольку хард-боп и бибоп имеют определенно сильные корни. Африканские музыканты были одними из основных систем передачи культуры этих стран, и я очень рад, что скандинавы вовремя об этом подумали. 

Может быть, разница состоит в том, что российского и советского джазового образования сильного не было, но у нас было сильное академическое образование, и это не отнимет часть интеллигенции и глубины музыкантов и их культуры. Сегодня, говоря о джазе, наверное, без академической базы трудно играть джаз. 

Когда мы играем скандинавскую музыку или европейского стиля музыку, наша философия находится в контролируемом эмоциональном состоянии.

Может быть, это и неплохо, я даже сказал бы, это совсем неплохо. Это просто по-другому. 

Денисом Пашкевичем — интервью JazzPeople
– Ваша коллаборация с российскими коллегами из Intuitive Project, на ваш взгляд, удалась? По каким причинам вы можете сказать: «да, удалась»? Каких проектов ждать ещё?

Да, удалась. Intuitive Project – прекраснейшие люди. Прежде чем работать с какими-либо музыкантами, я хочу понять, интересные ли это люди, интеллигентные, хорошее ли у них сердце, и потом мы идем уже глубже. 

Я полагаю, идея удалась, что получился очень разноплановый кроссовер-проект, у которого большой потенциал. В данный момент мне нравится сотрудничать с музыкантами прекрасного уровня, творческими людьми, которые живут ради культуры, ради музыки. По технической стороне, хочу сказать, что ребята очень много работают, занимаются композицией, ищут новое направление, новый звук, атмосферу.

Также я должен сказать о других проектах, я не могу исключить свое сотрудничество с Андреем Кондаковым, который тоже записал новые пластинки, United Jazz Collective, выпустивший новый альбом – United. 

Я очень рад новым сотрудничествам в мире музыки, это обогащает и дарит радость. 

Фото предоставлены гостем интервью

Беседовала Виктория Мэлл