Джазовая певица Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым. Материал публикуется на портале JazzPeople.ru с разрешения автора текста.

Однажды мне посчастливилось познакомиться с легендой советского и российского джаза, барабанщиком Виктором Алексеевичем Епанешниковым. Его называют русским Элвином Джонсом!

Я была поражена его музыкальностью, изобретательностью, а также самобытностью и страстью, с которой он играет на барабанах. 

Виктор Епанешников – один из самых ярких и значимых джазовых барабанщиков нашей страны и один из первопроходцев джаза.

Мало кто знает биографию этого замечательного музыканта, я хочу исправить эту несправедливость.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

Виктор родился в Куйбышевской области (сейчас Самарской) в селе Русская Борковка.

На мой вопрос, как в его жизни появился джаз, Виктор вспомнил, что однажды услышал запись композиции «Песня извозчика» в исполнении оркестра Леонида Утёсова.

Один из одноклассников Виктора учился в музыкальной школе по классу трубы, он был хилым мальчиком, и его постоянно обижали, Виктор за него заступился. Они стали друзьями.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

Однажды Виктор засиделся у него в гостях допоздна и услышал американскую радио передачу Time for Jazz на запрещенной в то время радио волне «Голос Америки», в программе передавали запись выступления великого американского трубача Кларка Терри.

«… с этого момента я слушал джаз почти каждый день, ничего не понимая конечно, но мне колоссально нравилось», – говорит Виктор.

Новый друг Виктора играл в духовом оркестре при местном заводе, и как то раз они вместе пришли на репетицию. В тот день барабанщик этого оркестра заболел, и дирижер предложил Виктору попробовать сыграть с ними, выдал малый барабан и показал, как правильно держать палочки. С этого дня началась музыкальная карьера Виктора.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

«… в кино я увидел, как какой-то мужик играет ногой в большой барабан, приглядевшись я увидел, что он использует педаль. В то время я работал на заводе и сам смастерил себе педаль из дерева. В оркестре мне сделали подставку, как в настоящих джаз бэндах, у меня был малый барабан, большой, и тарелка у меня одна была».

Виктор усиленно занимался, и его взяли в образцовый военный оркестр. В нем играл барабанщик с музыкальным образованием, у которого Виктор научился музыкальной грамоте.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

«Я сразу понял, что надо знать ноты, чтобы понимать о чем идет речь, а не просто играть на слух. Я до сих пор благодарен этому мужику. Когда я приехал в Москву, все работы были моими: в кино, на радио, и везде меня приглашали. Московские барабанщики были намного лучше меня, но они не читали ноты, а со мной проблем не было».

Закончив три курса саратовского музыкального училища, Виктор устроился на работу в цирк и в театр драмы.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

«На этих двух работах я получал как хороший инженер в то время! Не помню такого, чтобы у меня когда-либо не было денег, многие говорят, вот были голодные времена, я такого не помню! <…> Из армии пришел, работы не было, так я пошел колодцы копать…» <…>
«… ну и постепенно все пришло к тому, что сейчас сижу на пенсии, с тобой болтаю…» , – смеется Виктор.

В Москву Виктор приехал по личному приглашению Эдди Игнатьевича Рознера, вместе с Николаем Левиновским и Владимиром Коновальцевым.

Марина Волкова беседует в интервью с Виктором Епанешниковым - специально для портала JazzPeople.ru

Джазовая тусовка в то время была мощнейшая, но не было столько джаз-клубов, как сейчас, был один в кафе «Печора» на Калининском проспекте (сейчас Новый Арбат), куда попасть было невозможно.

«Первый, кто меня в Москве отметил, это был Герман Лукьянов, он как-то подошел и пригласил меня участвовать в свой знаменитый септет, в котором тогда играли: Павел Шабашов, Виктор “Арзу” Гусейнов, Александр Пищиков, Игорь Бриль и Виктор Двоскин. 
Из этого септета потом получился секстет, потом квинтет, потом квартет, трио и в конце концов мы с Германом вдвоем остались. 
Все уходили постепенно, и один концерт мы с ним дуэтом играли. Все это было аранжировано, Герман играл на рояле и на трубе. 
Должен сказать, что это звучало довольно оригинально».

Беседовала Марина Волкова

Фото предоставлены автором интервью