Джазовые музыканты Отцы Хороших Звуков JazzPeopleИз чего складывается имидж современного джазмена?

История любого музыканта пронизана порой крайне неожиданными карьерными поворотами. Исполнителей часто сравнивают по манере игры, вокальной подаче и другим факторам. Но практически всегда упускаются из виду внутренние переживания человека, его мысли, решения, которые ему приходилось принимать, чтобы развивать свою карьеру. JazzPeople встретилcя с тремя петербургскими музыкантами, которые поделились частью своей истории, чтобы вдохновить кого-то, ошеломить и своим примером показать, что по-настоящему чувствуя музыку, в себе можно преодолеть любые преграды.

1. Андрей Светлов, бас-гитарист

Человек, который в буквальном смысле готов был отдать ради музыки все – вплоть до собственных костей. Андрей Светлов – нестандартный музыкант, деятельность которого направлена на взаимодействие разных направлений: джаза, фанка, этнической музыки, рок-н-ролла. И, справедливо будет заметить, успешно справляется с поставленными целями.

Перед тем как найти истинно свой инструмент, Андрей играл на гитаре, но весьма быстро понял, что он не станет для него избранным. Исходя из своих ощущений, он осознал, что гитара как солирующий инструмент не подходит ему по характеру звучания и остановил свой выбор на бас-гитаре, как на  идеальном для себя инструменте.

Думаю, все дело в самом звучании. Попробуйте встать около какого-нибудь двухметрового комбика неимоверной мощности, выставить громкость хотя бы на треть и взять «жирную» ноту «си» или «ми» – это ощущение незабываемое, гитара тут и рядом не стоит, даже по физическим ощущениям

В поисках смены обстановки, развития музыкальных перспектив Андрей переехал в Петербург, поступил в музыкальное училище им. Мусоргского. Поступление не вызвало никаких сложностей, большее внимание он уделял не прилежному посещению занятий, а игре в знаменитом биг-бэнде Мусоргского училища – гордости этого учебного заведения.

В то время происходит знаменательное и весьма забавное событие в карьере музыканта. Появляется возможность уехать во Францию, но денег для воплощения этой задумки не хватило. И тут от одного из учащихся Андрей узнает о том, что военно-медицинская академия предлагала определенную сумму за завещание своего скелета для науки.

Что говорить о судьбоносности такого жеста… Мне не хватало именно этой суммы для билета: Санкт-Петербург – Кельн – Париж, так что в буквальном смысле благодаря своим костям я смог уехать

В 20 лет приехав в Париж, Андрей Светлов продолжает свое музыкальное развитие. Формированию как музыканта он обязан Франции, и Парижу в частности, и как говорит сам Андрей, Париж стал вторым родным городом, после Риги.

По мере продвижения своей музыки Андрей идет на прослушивание в Парижский филиал известной Школы в Беркли, где успешно проходит прослушивание и получает возможность получать стипендию. По личным обстоятельствам он туда так и не поступил. Любопытно, что Андрей сдавал экзамен по сольфеджио по телефону, во время звонка в Бостон.

В 2000 году музыкант основал свой бэнд Андрей Светлов Project, в котором активно по сей день реализует интерес к этнической музыке, вырабатывая собственный узнаваемый стиль с индивидуальной энергетикой и мощной подачей.

Часто Андрей выступает в различных странах. Наиболее ярко в плане этнической музыки повлияли на него Марокко, Алжир и Северная Африка – музыкальная культура и энергетика именно этих стран оставила свой отпечаток в творчестве басиста.

Интересуясь этникой, ты не прогадаешь никогда, потому что там все настоящее и работает правильно

Андрей Светлов музыкант с богатой необычной историей, развивший свое творчество на взаимодействии глубоких этнических направлений и джазово-фанковой подачи.

2. Виктория Урусова, вокалистка

Виктория Урусова всегда была поющим человеком. Осознанное решение стать именно джазовой певицей пришло в 18-19 лет. До этого существовал интерес к классической и качественной популярной музыке. Тяга к сочинению у певицы уходит корнями в детские воспоминания, отец Виктории – талантливый композитор. А ничто так не влияет на будущего музыканта, как творчество и поддержка со стороны родителей.

Обучение, которое получила певица, создало устойчивую базу для успешного воплощения своих музыкальных целей. Виктория закончила музучилище им. Мусоргского по классу эстрадно-джазового вокала у известного преподавателя Ариадны Владимировны Карягиной. В дальнейшем певица стала проявлять интерес к обучению заграницей и отправила свои записи в музыкальную Школы Беркли, откуда пришел положительный ответ и половина суммы гранта на обучение. На тот момент в силу юного возраста уехать учиться за границу было серьезным шагом, и Виктория приняла решение остаться в России.

Будущая певица углубляется в работу над произношением своего английского и написанием текстов песен, в чем очень помогает сотрудничество с американским преподавателем Дженнифер Дэвис. Особое внимание уделяет развитию артистических способностей для выступления на сцене, тем самым повышая собственный профессионализм.

Позже в карьере певицы происходит значительный «скачок», во многом в психологическом плане, во время поездок в Европу и сотрудничества с различными местными музыкантами. Благодаря окружающей музыкальной атмосфере, изменилась и динамика ее творческой деятельности.

Это психологический момент – вот ты живешь дома, все размерено, и вдруг, ты оказываешься в совершенно другом месте, настраиваешь себя по-другому, даже собственный голос звучит уже иначе

В значительной степени на музыкальный вкус, стилистическое направление, предпочтения в аранжировке Виктории повлияли Дайана Ривз, Джонни Митчелл, Билл Эванс и Чет Бейкер.

Это великие гениальные люди, которые создавали стиль

Еще одним открытием стала удивительная техника исполнительства Марии Джоао, чья вокальная подача вдохновила певицу на голосовые эксперименты в собственных композициях.

Особенно ярко проявились идеи вокалистки в ее первом альбоме Interlace, выпущенном в 2010 году. Процесс работы над записью был не быстрым, более того он не был запланирован. Записанные материалы натолкнули Викторию на оформление их в единую пластинку.

Мне по-прежнему хочется работать именно в этих направлениях, латино-джаз (бразильское направление), contemporary jazz и стиль ECM

Живой музыкальный ум, уважение к классике и серьезный подход к сочинению музыки делают Викторию Урусову привлекательным исполнителем, а красивый и нежный тембр голоса замечательно звучит в каждой ее работе.

3. Дмитрий Гурович, исполнитель на терменвоксе

Дмитрий Гурович – один из немногих музыкантов Петербурга, открывший для традиционного джаза Северной столицы не характерный для этого жанра инструмент. Не имея музыкального образования, будучи самоучкой, он смело реализовывал и продолжает это делать, проекты не ограниченные никакими особыми рамками. Благодаря смелости и отличному музыкальному чутью, Дмитрий всегда находит правильный подход в импровизационных моментах в каждой композиции. Поиск «своей» музыки, как правило, у любого музыканта продолжатся на протяжении всей жизни.

Значительным вдохновением послужило появление направления nu jazz, новые формы звучания и использование современных технологий. В поисках нового звука в джазе, музыкант открыл для себя сложный электромузыкальный инструмент терменвокс. Случилось это в 2009 году, к тому моменту Дмитрий уже был известен своим проектом Moonglow, в котором реализована электронная музыка. Предысторией послужило создание другого проекта под названием Future Jazz Ensemble, где музыканты экспериментировали со стилями. Желание стать музыкантом присутствовало в нем не всегда. С 2002 года Дмитрий занимался электронной музыкой и выступал в качестве диджея. Интерес к исполнению более классического джаза впервые появился благодаря сделанному друзьями подарку. Им оказался старый контрабас с богатой историей, который Дмитрий долго восстанавливал и в итоге полюбил этот инструмент.

Я знал, что на нем сложно играть и особо не рассчитывал, что научусь, но я купил его в качестве некого экспериментального средства. Потом, когда я начал заниматься, понял, что можно научиться и поставил себе задачу постепенно осваивать терменвокс»

Дмитрия привлекает возможность не следовать неким конкретным инструментальным школам. Отличие в технике игры и собственное видение помогает развивать и популяризировать терменвокс в джазовой музыке.

Сочетание любимого периода в джазовой музыке – 50-60 годы и использование современных электронных инструментов – повлияли на создание еще одного коллектива Poetrio. Дмитрий Гурович и его музыканты умело смешивают различные технологические эффекты в импровизации, тем самым модернизируя классический джаз.

Мне нравится то, какой жизнью я живу. Я занимаюсь только музыкой, не работаю, так как считаю, что музыка – это не работа, даже на каких-то выступлениях, которые считаются рабочими, мы все равно играем музыку, которую хотим исполнять. Мне нравится общаться с людьми и по сути, я ничего не хочу менять. Единственное что хотелось бы – это больше выходить за рамки выступлений в Санкт-Петербурге

История Дмитрия Гуровича как музыканта началась внезапно, но всегда базировалась на любви к постоянным экспериментам и поиском нового звучания.

Благодаря тяге к поискам новой музыки, исполнитель привлек к своему творчеству как классических джазовых музыкантов, так и экспериментаторов в других направлениях, во многом повлияв на современную джазовую музыку Петербурга.