Желание научиться играть на музыкальном инструменте может вызвать у новичков страх потерпеть неудачу, более смелые же сразу приступают к поиску репетитора. Есть и те, кто хотел бы научиться играть на губной гармошке по самоучителю – в этом случае на помощь приходит интернет или книжные учебные пособия.
Начинающий музыкант сталкивается с множеством разнообразных советов, разобраться в которых не всегда бывает просто. С чего начать, чтобы научиться играть на губной гармошке, рассказываем в нашей статье.
![Как научиться играть на губной гармошке](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2020/05/25232102/how-to-play-harmonica6-1024x680.jpg)
Выбор инструмента
Чтобы приступить к занятиям, в первую очередь, вам потребуется выбрать губную гармошку, или гармонику, как правильно называется этот инструмент. Существует две разновидности гармоники: диатоническая, с более узким звуковым диапазоном, и хроматическая – полная по звучанию гармоника, на которой можно играть в любой тональности.
Если вы не планируете исполнять композиции в блюзовом окрасе, то начинать лучше с диатонической гармошки с десятью отверстиями. К тому же цена такого инструмента не слишком высока. Из исполнителей вы можете послушать Литтла Уолтера и Сонни Бой Вильямсона. Диатонические губные гармошки часто кастомизируют, и на них играют с передуваниями – это техника, похожая на бенды, только наоборот. Про приемы игры на губной гармошке читайте в статье ниже. На ней играют сложную музыку, джаз, фьюжн и т.д. Кастомизированные гармошки значительно выше в цене.
Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов
Также в блюзе используют хроматические губные гармошки. Обычно харперы играют в нескольких позициях с похожим ощущением инструмента, как, например, в 3-й позиции на диатонике звук более напряжённый. Если вы предпочитаете исполнение более сложной музыки, другого темперамента, то отдавайте предпочтение хроматической гармошке. Вам понравится музыка Стиви Уандера и Тутса Тилеманса.
Использование хроматики происходит так же, как на клавишах фортепиано. Во время игры на хроматической губной гармошке не получится использовать приемы, подходящие для диатонической. Если говорить о стоимости, то ее приобретение обойдется вам дороже.
![Как научиться играть на губной гармошке](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2020/05/25214238/how-to-play-harmonica2-1024x682.jpg)
Извлечение звука
Гармоника относится к семейству язычковых духовых инструментов. Помимо сложной теории, это в первую очередь означает, что для извлечения звука, воздух в гармошку необходимо выдыхать. Обратите внимание, что именно выдыхать, а не выдувать. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем громче звук. Однако несмотря на силу воздушного потока, выдыхать нужно стараться расслабленно. Еще одна особенность инструмента в том, что звук можно извлекать не только на выдохе, но и на вдохе.
Одиночные ноты на выдохе
Первое, с чего начинается обучение, это исполнение отдельных нот. Различные методики придерживаются отличных друг от друга объяснений, но самое простое – нужно попробовать посвистеть или задуть свечку. Для этого губы складываем трубочкой и выдыхаем воздух. После того, как этот способ опробован без инструмента, можно потренироваться с гармошкой.
Старайтесь попадать каждый раз в одно отверстие, а не сразу в несколько. Первое время вы можете помогать себе пальцами. Задача на этом этапе – научиться последовательно играть отдельные звуки.
Важный нюанс: гармонику подносите к губам и перемещайте руками, голова при этом остается неподвижной. Руки и губы не должны пережиматься, это создает дополнительные сложности для игры.
Рекомендуем: Знаменитые музыкальные инструменты
Ноты на вдохе
Следующая ступень – научиться извлекать звуки на вдохе. Положение губ аналогично тому же, что и на выдохе, меняется только направление потока воздуха – теперь нужно не задувать свечу, а втягивать воздух в себя.
При освоении этого метода вы заметите, что звук из одного и того же отверстия на вдохе и выдохе отличается. Следить нужно лишь за чистотой исполнения каждого конкретного звука.
![Как научиться играть на губной гармошке](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2020/05/25214250/how-to-play-harmonica3-1024x580.jpg)
Знакомство с табулатурой
Чтобы избежать трудностей в освоении нотной грамоты, при обучении игре на гармонике, так же, как и на гитаре, используется табулатура – то есть обозначения в виде цифр и условных знаков. По этим табулатурам вы сможете выучить любую интересную вам мелодию.
Как правильно читать табулатуру
Цифрами обозначаются номера отверстий. Считаются они по возрастающей, начиная с левого края гармоники. Стрелки обозначают дыхание. Поскольку на одно отверстие приходится две ноты (соседние), то стрелка вверх указывает на выдох, стрелка вниз – на вдох.
![how-to-play-harmonica1](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2020/05/25221647/how-to-play-harmonica5.jpg)
Аккорды и приемы игры
Аккорды – это несколько нот, звучащих одновременно. На губной гармошке аккорды берутся за счет вдоха или выдоха не в одно отверстие, а сразу в несколько. При этом нужно учитывать, что игра только аккордами практически не используется.
Трель – это быстрое чередование двух духовых отверстий. Изначально трель появилась, как подражание птичьему пению. Для исполнения трели на гармонике нужно энергично перемещать инструмент между губами вправо-влево. При этом приеме можно двигать головой, главное, чтобы было четкое чередование двух звуков с одинаковым временным интервалом.
Глиссандо – это скольжение от ноты до ноты, часто на большом расстоянии друг от друга. Данный прием регулярно используется в джазовой музыке. Звучит глиссандо эффектно и исполняется достаточно просто: нужно выбрать ноту, с которой планируется начало и затем резким движением переместить инструмент вправо или влево.
Тремоло – еще один прием, схожий по своему звучанию с трелью, только в этот раз игра идет не с разными звуками, а с громкостью. Гармошка держится в левой руке за «заднюю» часть инструмента. Правая рука в это время максимально закрывает инструмент сверху, ладони рук должны быть прижаты друг к другу. При отклонении ладони правой руки назад происходит изменение звука.
![how-to-play-harmonica1](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2020/05/25221638/how-to-play-harmonica4-1024x682.jpg)
Бенд – прием, с помощью которого можно повысить или понизить ноту. Прием трудный, если он не получается сразу – не стоит расстраиваться. Для изучения бенда нужно поэкспериментировать с углом струи воздуха, попадающего в отверстие инструмента. Обычная нота берется при условии, что поток направлен прямо. Бенд – это воздух, идущий по диагонали.
Блокировка языком – наиболее сложная техника звукоизвлечения, поэтому приступать к ней лучше всего, когда вы сможете научиться играть на губной гармошке очень хорошо. Данный метод игры помогает быстро и точно перемещаться между отверстиями и гарантированно попадать в них, не задевая соседние. Суть техники tongue blocking заключается в том, чтобы закрыть языком два левых отверстия (если брать аккорд, то три). В результате получается звук, похожий на бульканье, как призвук. По-прежнему важно следить за чистотой каждого одиночного звука.
И желаем успехов каждому, кто решит научиться играть на губной гармошке. Несмотря на простоту освоения, все же потребуется потратить некоторое время в самом начале пути, а уже дальше вы легко сможете овладеть этим небольшим духовым инструментом с красивым звучанием.
Автор текста: Николай Емцев
Отредактировано: харпер Алекс Соловьев, артист Hohner
![Мастер-класс по губной гармошке от Алекса Соловьева](https://s3-eu-central-1.amazonaws.com/jazzpeople/wp-content/uploads/2017/05/27195926/Soloviev.jpg)
Рекомендуем: Интервью с Алексом Соловьевым