Михаил Леванов, лидер М-Артель: «Джаз - это разговорная, живая речь» | Интервью JazzPeople

Михаил Леванов, лидер фьюжн-группы М-Артель, рассказал в интервью JazzPeople, на чем стоит современный джаз и о своем отношении к музыкальной теме в джазе. 28 февраля состоялась премьера его новой программы «Хуcим!» Михаил поделился, почему стилистически она больше похожа на проект Medeski, Martin & Wood.

– Михаил, согласны ли вы с утверждением, что «искусство принадлежит народу»?

– Я искренне и бесповоротно уверен, что любое произведение искусства, будь то музыка, живопись, кино или литература, существует только в тот момент, когда его «переживают». Книга, картина или трэк обретают смыслы только в голове у человека, их воспринимающего.

Кантовское определение красивой вещи как вещи красивой «для себя» мне абсолютно чуждо. Пластинка живет только тогда, когда ее слушают, ноты – когда их играют, картина – когда на нее смотрят. Само по себе это кусок пластика, бумаги или холста.

Подлинное искусство «народно» по своей сути

Именно человек делает Баха Бахом, Мону Лизой Моной Лизой, Kind of Blue – величайшим произведением джаза. Поэтому, чем больше человек переживает то или иное произведение, тем оно ценнее.

Битлз одним своим Abbey road сделали для человечества больше, чем вся «нововенская» школа вместе взятая.

Подлинное искусство «народно» по своей сути, ибо принадлежит всему человечеству, а не группе «ценителей».

Михаил Леванов, лидер М-Артель: «Джаз - это разговорная, живая речь» | Интервью JazzPeople
– Может ли джаз вновь «вернуться на улицы» и стать музыкой для всех? 

– Тут все упирается в терминологию. Если называть «джазом» ситуацию, когда энное количество людей с контрабасом и барабанами «тошнят» что-то с унылыми лицами, то нет. Если джаз попытается вырваться из кантовского «болота» и вспомнит о слушателе, то да.

Как объект звукозаписи он, безусловно, уступает академической и электронной музыке. В концертной среде ему нет равных. Джаз способен, как вода, принимать любую предложенную реальностью форму.

Михаил Леванов, лидер М-Артель: «Джаз - это разговорная, живая речь» | Интервью JazzPeople
– Ваш новая программа называется «Хусим!». Кому или чему она посвящена и что отличает ее от вашего предыдущего творчества? 

– Наши последние альбомы несли на себе печать «прогрессивного рока»: развернутые сложносочиненные композиции, насыщенный тематитизм. В этот раз мы решили зайти с другой стороны. Стилистически это будет больше похоже на проект Medeski, Martin & Wood. В этой программе основную композиционную роль будет играть импровизация.

Музыкальная тема – это повод отправиться в путешествие

Раньше в нашем проекте «Точка сборки» мы скорее развивали идею сонатной формы, то есть импровизационные куски служили неким связующим элементом между тематическим материалом. Если нам было нужно от темы А прийти к теме Б, то Паша играл соло и через пару минут мы оказывались там, где хотели. Сейчас же все будет наоборот.

Главный формообразующий элемент композиции – импровизированные соло. Тематический материал служит нам только скелетом. Этакий каркас. Платформа. Набор музыкальных идей. Здесь музыкальная тема – это повод отправиться в путешествие.
Михаил Леванов, лидер М-Артель: «Джаз - это разговорная, живая речь» | Интервью JazzPeople
– Какими, на ваш взгляд, импровизационными средствами можно «оживить» джаз для современного слушателя, в том числе молодого поколения? 

– Так импровизация и есть джаз! Не набор заезженных клеше из американских учебников, не сложносочиненные гармонические последовательности, не мертворожденные мелодические концепции, а живая, разговорная речь.

Когда я читаю лекции по импровизации студентам, на первом же уроке мы четко проводим черту между академической музыкой и джазом. Если первая – это письменная речь, то джаз – это устная, разговорная. Каждая оптимально подходит для своих целей. Мы не можем описывать природу оборотами из простой речи и не разговариваем языком Толстого в магазине.

Для всего свой инструмент. Вилка для еды, штопор для пробки. А мы пытаемся штопором есть пельмени! От этого и все проблемы.

А все завывания о том, что «Джаз никому не нужен!», «В России его никто не понимает!» – от нежелания беспристрастно посмотреть на реальность.

Михаил Леванов, лидер М-Артель: «Джаз - это разговорная, живая речь» | Интервью JazzPeople– Какое убеждение помогает вам не опускать руки и продолжать оставаться в джазе и придумывать новые идеи для его развития? 

– Во-первых я упрямый от рождения. (Смеется) во-вторых, два случая в моей жизни дают мне уверенность в том, что то, что я делаю, правильно.

Первый, это когда соседка по коммунальной квартире (выпускница Кишеневского ПТУ по специальности повар, кто такие Колтрейн и Паркер, слыхом не слыхивала) сказала, что ей нравится то, что мы играем. А второй, это когда мы с Колей Добкиным играли концерт в одном московском клубе для компании пергидрольных барышень бальзаковского возраста. Коля потом признался: «И тут я понял, либо мы и их порвем, либо они нас». Дело кончилось тем, что они танцевали «медляки» под Шортера и отплясывали под Джимми Смита.

После такого «экспириенса» хочешь, не хочешь, а будешь уверенным в своем деле! Как поется в песне группы «Наутилус Помпилиус»: «Кто сказал, что бесполезно биться головой о стену?» На том и стоим.

Беседовала Виктория Мэлл