Не влюбиться в стиль исполнения Аниты О’Дэй (Anita O’Day), в ее несколько чудаковатые манеры наряду с виртуозным инструментальным вокалом просто невозможно! Анита входит в то редкое число певиц, преуспевших и привлекших столько внимания к себе, благодаря весьма ограниченному вокальному диапазону. Отчасти виновником лимитированной вокальной подачи певицы был факт неудачного удаления миндалин в подростковом возрасте. Как говорила сама о себе Анита О’Дэй: «Когда у вас нет большого голоса, вы должны использовать все уловки и нажимать на все белые и черные клавиши. – Это весь тот диапазон, что у меня есть. Я не Лили Понс или Сара Воэн».
Однако, как и многие творческие люди, наша героиня была непроста. Важнейшие для каждого ребенка годы детства оставили ей далеко не самые приятные воспоминания. Анита О’Дэй ушла из дому в 12 лет, в дальнейшем выступала в качестве танцовщицы в танцевальных марафонах. В возрасте 17 лет она принимает решение стать певицей, а врожденное чувство ритма, умелая вокальная фразировка помогла ей заслужить внимание уже влиятельных музыкантов. В период с 1941 по 1943 годы Анита занимает место вокалистки в оркестре Джина Крупы.
Вы должны использовать все уловки и нажимать на все белые и черные клавиши
Анита О’Дэй в жизни и на сцене
Линия развития ее творчества не всегда шла вверх, виной чему неоднократно становилась ее наркотическая зависимость. Однако, ей удалось поработать с такими мастерами джаза, как Луи Армстронг, Чарли Паркер, Стэн Кэнтон, Оскар Питерсон, Телониус Монк и это далеко не полный их список. Поразительно то, что, будучи весьма измученной жизненными неурядицами и губительными привычками, Анита О’Дэй выдавала на сцене столько легкости и утонченности, чем и завоевывала любовь слушателей. Во всяком случае, равнодушных практически не оставалось.
Большинство критиков, также как и самых искушенных музыкальных гурманов, относят ее выступление на известнейшем джазовом фестивале в Ньюпорте (1959 год) к вершине ее карьеры. Видеозапись выступлений, превратилась в замечательный документальный фильм под названием Jazz on a Summer’s Day, полностью состоящий из ярчайших выступлений мастеров джаза того времени. Значимые события ее жизни очень хорошо отражены в документальном фильме «Анита О’Дэй: жизнь джазовой певицы» (2007 год), вышедший спустя год после ее смерти и включающий в себя 2 DVD диска. Один из которых содержит, собственно говоря, саму документальную видео работу, на втором же собраны самые лучшие клипы, отрывки лучших выступлений, интервью, обзоров оригинальных статей и прочее. Подарочное издание поставляется с книгой в твердом переплете.
Анита О’Дэй, без сомнения входит в число лучших вокалистов, предпочитающих инструментальный вокал, неудивительно, что ее часто сравнивали с Эллой Фитзжеральд и Сарой Воэн. Насыщенность вокальных фразировок вместе с естественной легкостью подачи затмевали все ее прочие жизненные неудачи, что частенько попросту изводили ее. Очевидно, именно это помогало певице поддерживать то самое сияние в душе, благодаря чему каждый концерт нес в себе неповторимую атмосферу. Анита обладала удивительной энергетикой, которую ей удалось сохранить на протяжении всей своей карьеры, даже в самые сложные для себя времена, ее индивидуальность и сила воли оставались неизменны.
Анита выдавала на сцене столько легкости и утонченности, чем и завоевывала любовь слушателей
Творчество после перерыва
С 1975 по 1979 годы певица записала семь альбомов (в том числе и концертных). Последовавшее далее затишье продолжалось целых десять лет, по истечению которых был выпущен альбом In a Mellow Tone, а также автобиография певицы High Times, Hard Times. В ней Анита О’Дэй не просто рассказывала о своей жизни, но и уделяла большое внимание тому, что ее разрушало, чистосердечно повествуя о своих проблемах с наркотиками.
Записанный в 2006 году последний ее альбом с говорящим названием Indescructible! («Нерушимый») явился как-бы резюмирующим моментом всего творческого пути вокалистки. Примечательно также то, что выпущен он был на ее собственном лейбле Kayo Stereophonics с ветеранами джаза Эдди Локи и Джо Вайлдером. Особенно радует то, что «Нерушимый» имеет традиционный старый джазовый звук, достигнутый с помощью аналоговой записи, практически исключающей компьютерную обработку! Музыканты во главе с Анитой полностью выложились, сделав миру напоследок грандиозный подарок.
Анита Бель Колтон (полное имя при рождении) навсегда оставила в наших сердцах жизнерадостность, тонкость и неподдельную легкость исполнения, с которой каждый раз уверенно выходила на сцену! Она заслужено входит в число музыкального достояния Америки! Анита О’Дэй умерла 23 ноября 2006 года
- #1 Blue Skies
- #2 This Can’t Be Love
- #3 Is You Is or Is You Aint My Baby
- #4 All of Me
- #5 A slip of the lip
- #6 Pennies from Heaven
- #7 Gimme a Pigfoot
- #8 Them There Eyes
- #9 Between the Devil and the Deep Blue Sea
- #10 My Little Suede Shoes
- #11 The Nearness of You