Гитарист-виртуоз, организатор и вице-президент эстонской джазовой федерации Яак Соояар приехал в Москву, чтобы дать в столице два разноплановых концерта – в ММДМ и в Клубе Козлова. По просьбе «Звуков.ру» саксофонист Алексей Круглов, названный недавно экспертами журнала Jazz Wise «будущим джаза», поговорил со своим коллегой об эстонской скорости и русской «Могучей кучке», молодых звёздах и своём «100-летнем юбилее».

Алексей Круглов: Яак, не секрет, что в России эстонцев считают несколько медлительными. Но эстонские джазмены играют современно и очень быстро! Ты называешь русских «мистическими православными» и играешь со многими музыкантами из России – джазовыми, народными, академическими. Заметил ли ты какие-нибудь особенные черты, качества русских музыкантов?

Яак Соояар: Я не измерял чью-либо скорость! Полагаю, что в каждой нации есть как быстрые, так и медленные люди. Из русских же музыкантов мои любимые – те, кто изобретает свой собственный стиль, язык. Думаю, что сильная школа академической музыки с её теорией и историей – очень хорошая база для развития оригинальных музыкальных идей.

Алексей: Каждый год ты несколько раз играешь в России. Какое твоё мнение о российской публике?

Яак: Российская публика – очень дружелюбная и хорошо образованная. Всегда очень приятно выступать в России.

Алексей: У тебя много проектов в Европе. Не так давно у тебя вышел очередной альбом с легендарным Ханом Бенингом. Расскажи о вашем сотрудничестве!

Яак: Хан Бенинг – один из моих гуру. Его свинг продолжается даже в моменты дичайших взрывных импровизаций. Звук у Хана персонален и легко узнаваем, очень мало кто из музыкантов находится на таком уровне. Его любимый композитор Теллониус Монк – мы всегда включаем монковские композиции в нашу программу.

Алексей: Кто – твои открытия на современной эстонской джазовой сцене? Кого нам слушать, искать в Интернете? /p>

Яак: У нас есть очень молодые пианисты/лидеры групп: Джоэл Реммель, Кирке Карья, Хольгер Марьамаа. Каждый из них пишет оригинальную музыку. Хороши молодые певцы, например Кадри Вооранд, которая несколько раз выступала в России. Она часто выступает с а-капелла с секстетом «Эстонские голоса», который выиграл эстонскую джазовую «Грэмми».

Алексей: 10 февраля мы с тобой играем в Клубе Алексея Козлова на нашем с замечательным барабанщиком Олегом Юдановым «100-летии»…

Яак: Да, думаю, обязательно сыграем композиции из альбома Stereo Autumn, вышедшего на ArtBeat Music.

Алексей Круглов: …А днём ранее ты в составе Ансамбля Андреаса Мустонена будешь играть музыку Баха. Как соединяется Бах с джазовым языком?

Яак Соояар: Мы сотрудничаем с Мустоненом с 2006 года, играем барочную и старинную музыку в современном импровизационном ключе. Он абсолютный эксперт в старинной музыке и, в тоже время, открыт новому. Наши последние крупные проекты – это «Вариации Гольдберга» и Браденбургский концерт Баха. Можно сказать, что Бах был первым джазменом, как и Вивальди – первым рок-музыкантом. Фразиология, ритмика музыки Баха содержит в себе много общего с бибопом, идеи Баха часто используются в современном джазе и популярной музыке.

Алексей: Академическая музыка, в соединении с джазом – не новость, но похоже, это опять становится трендом. Ведь так создавался и наш с тобой свежий альбом «Могучая кучка».

Яак: Сначала мы играли инструментальную версию «Шехерезады» Римского-Корсакова, потом я предложил добавить несколько композиций Мусорского. Эта идея понравилась продюсеру Николаю Богайчуку (Издательство «АртБит») и он предложил нам сделать специальный проект, построенный на музыке «Могучей кучки». Он записан эстонско-российским квартетом с басистом Михкелем Мялгандом и барабанщиком Танелом Рубеном.

Алексей: Что в музыке Мусоргского оказалось интересным для тебя?

Яак: После изучения партитур мне показалось, что Мусоргский писал так, как он и сам мог бы сыграть. Эта музыка становится более свободной, получает больше живого развития в процессе импровизаций.

Алексей: Leo Records Festival in Russia собирает большую аудиторию. Мы с тобой в Питере играли потрясающие концерты, клубы заполнялись под завязку. Что ты думаешь о фри джазе, импровизационной музыке? Каким ты видишь будущее джазовой музыки вообще?

Яак: Все стили смешиваются друг с другом. Конечно, традиционные школы, как бибоп, фри-джаз и т.д. не исчезнут совершенно, но я думаю, что все больше и больше новой музыки рождается на стыке стилей.

9 февраля в 19:00
ММДМ Театральный Зал
«Если бы Бах и Гендель любили джаз…»
Арт Джаз Квартет под управлением Андреса Мустонена
10 февраля в 20:00
Джаз-клуб Алексея Козлова
«100-летие Алексея Круглова и Олега Юданова»
Участвуют:
Яак Соояар (Эстония)
Юрий Яремчук (Украина)
солисты Ансамбля Дмитрия Покровского – Мария Нефедова и Ольга Юкечева
Ренат Гатаулин (фортепиано)
Денис Шушков (контрабас)
Юрий Парфенов (труба)
Аркадий Шилклопер (валторна)