Пианист Йонас Камбьен родился и учился в Бельгии, но вся его музыкальная карьера связана с Норвегией, причем совсем не только в области импровизационной музыки. Он играл в экспериментальной рок-группе Karokh, преимущественно на Fender Rhodes; в камерном ансамбле Aksiom, исполняющем современную академическую музыку; в мультикультурном фьюжн-поп-ансамбле Out of Nations.

Однако в целом, если судить по дискографии и другой доступной информации об этом музыканте, Камбьен предпочитает сосредотачивать свою деятельность всего на нескольких важных проектах, участвуя в других лишь от случая к случаю.

Jonas Cambien Trio / Трио Йонаса Камбьена

Основных коллективов, в которых играет Камбьен, три. Квартет Platform с кларнетистом Ксавье Шарлем, виолончелисткой Катрине Шиётт и барабанщиком Яном Мартином Гисмервиком работает преимущественно с оттенками звука, с тем, как звук рождается и длится, как можно из инструментов извлекать звуки, казалось бы, совсем для этих инструментов неожиданные. 

На похожих принципах строится музыка дуэта Камбьена с контрабасистом Адрианом Миром: пианист, в частности, много использует препарированный рояль. Элементы такой игры есть и в произведениях, которые музыкант сочиняет для своего трио с саксофонистом Андре Ролигетеном и барабанщиком Андреасом Вильдхагеном. Но в этом ансамбле существенное значение приобретает структура, и самое интересное происходит на границе между стройностью и разладом, между движением и крушением.

Jonas Cambien Trio / Трио Йонаса Камбьена
Jonas Cambien Trio

В этом смысле показателен второй номер с альбома трио 2021 года под названием – 1 000 000 Happy Locusts.

В нем есть повторяющийся ритмический рисунок, который претерпевает небольшие изменения, но контур его угадывается постоянно при том, что все вокруг меняется: рояль то пропадает, то возвращается совсем с другим характером, а то остается один; ударная установка сменяется перкуссией; после как бы комнатного звучания вдруг ненадолго возникает ощущение, что в этой самой комнате открыли потайную дверь в зал. 

Здесь есть пьесы, целиком сидящие на не меняющемся ритме (он может быть при этом не ровным, но восприниматься как ровный), — таковы Mantis, Bushfire. Есть, напротив, те, в которых, кажется, живут одни только обрывки мелодий, звуков, однако из них и их чередований позже собирается что-то более цельное.

Так происходит, например, в The Origins of Tool Use с момента вступления органа на фоне препарированного фортепиано — из этого подобия музыкальной шкатулки или заводной игрушки рождается ритм. Правда, как только к нему присоединяется саксофон, все вновь рушится. В следующий раз ритм в этой композиции возникнет в самом финале, родившись из широкой поступи рояля на фоне объемных ударных.

Можно описывать конкретные чудесные эпизоды, их на альбоме много — взять хотя бы удивительный, длящийся целую минуту, хриплый звук в финале Breeze, эдакий аналог гитарного фидбэка в конце какой-нибудь забойной рок-композиции. Или подобие фанфар в Yoyo Helmut. 

Стоит отметить номер с дуэтом духовых — в Hypnos Камбьен играет на сопрано-саксофоне, — а также закрывающую альбом пьесу Helium, которая, по всей видимости, представляет собой решительную переработку одноименного номера на первом альбоме трио, A Zoology of the Future 2016 года, — теперь она стала более структурированной, робкий напев превратился в уверенный мелодический ход.

Если же попытаться описать какие-то более общие черты альбома, то, пожалуй, прежде всего необходимо подчеркнуть умение Камбьена и его товарищей выстраивать драматургию. 

Музыка трио — это яркие, резкие смены инструментов, саунда, характера, ритма; это неожиданные паузы с переходом в новую часть, в новый сюжет. Это метаморфозы, которым подвергаются лейтмотивы и ритмические рисунки, — они вроде бы сохранились, но, чтобы это осознать, необходимо прислушиваться.

Автор текста Григорий Дурново

Читайте также: Скандинавский джаз