Существует много интересных книг об истории западного джаза, его становлении. Но далеко не все российские издательства могут похвастаться литературными работами о джазе. Впрочем, особого внимания заслуживают книги, повествующие о непростой истории развития джаза еще в советские времена – где затрагиваются проблемы недостаточной информативности, вследствие чего усложнялось обучение будущих музыкантов.

Ефим Семенович Барбан – известный джазовый музыкальный критик, журналист и теоретик джаза. Он был одним из первых пропагандистов джаза в СССР.

«Квадрат. Из истории российского джаза» представляет собой сборник изданных в период с 1960 по 1980 годы одноименных джазовых журналов. Книга была опубликована в 2015 году неизменным автором многих ценных литературных трудов Ефимом Барбаном. Барбан учился на английском отделении филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и успешно его окончил. Принимал активное участие в создании первого российского джазового клуба «Д-58», ставшего в дальнейшем знаменитым в Ленинграде джаз-клубом «Квадрат».

Ефим Барбан о джазе

Ефим Барбан часто выступал там с лекциями и организовал выпуск одноименного самиздатовского журнала в период с 1966 по 1984 годы. В 1971 году клуб прекратил издание, и журналист полностью взял на себя всю работу по единоличному выпуску теоретического джазового журнала «Квадрат».

Барбан JazzPeople

Продолжая активную пропагандистскую деятельность, Барбан основал «Клуб современной музыки» в 1979 году, где проводил семинары, а также читал лекции о музыке. Журналист затрагивал важнейшие музыкальные темы того времени: писал статьи по проблемам современного джаза, проводил обзоры событий музыкальной жизни, неоднократно входил в жюри различных фестивалей и конкурсов и был участником многих известных симпозиумов и конференций в Таллине, Новосибирске и Ленинграде.

Луи Армстронг JazzPeople

Биография Луи Армстронга в фотографиях

В сборнике «Квадрат. Из истории российского джаза» публиковались ведущие российские джазовые критики и музыковеды, аналитические и теоретические статьи, рецензии на джазовые грамзаписи, списки лучших музыкантов в своих инструментальных категориях, различные философские очерки самого автора.

Содержание книги включает в себя 6 выпусков журнала: «Бюллетень № 3, избранное», «Квадрат № 9, избранное», «Квадрат № 14, избранное», «Квадрат № 15, избранное», «Квадрат № 16, избранное», и «Квадрат № 17, избранное».

Джаз в Советском Союзе

Автор структурировал важнейшие этапы развития джаза в Советком Союзе. В книге приведены самые яркие события джазовой жизни в нашей стране и зарубежные факты. Благодаря периодическому этому изданию удалось сохранить историю российского джаза, охватывающую двадцатилетний период активного музыкального развития. Ефим Барбан заложил основы отечественной джазовой просвещенности.

Книга будет интересна всем поклонникам джаза, музыковедам, музыкантам, а также людям, интересующимся непростой жизнью инакомыслящих творческих людей в советское время, известного своим политическим режимом.


Фрагмент книги Ефим Барбан. «Квадрат. Из истории российского джаза»
Издательство: Композитор. – Санкт-Петербург. – 2015.

Ефим Барбан JazzPeople«История российского джаза, пришедшаяся в основном на советский период, отличается ущербностью и неполнотой. Советская власть джаз не жаловала, считая его частью американской идеологической диверсии, западным идейным оружием в холодной войне. Был период (рубеж 1940-50-х годов), когда слово «джаз» исчезло из советских СМИ, а джаз-оркестры были переименованы в эстрадные. Единственная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» крайне редко уделяла внимание джазу. С подозрением и неприязнью относился к джазу и советский музыкальный истеблишмент. Острейший дефицит джазовой информации негативно сказывался на развитии отечественного джаза. Отсутствие в стране джазовой инфраструктуры – джазового образования, квалифицированной джазовой критики, джазовых архивов и исследовательских центров, коммерческих джаз-клубов, специализированной прессы, джазовых фирм грамзаписи – не способствовало развитию отечественного джаза».

«Советский джаз был «у времени в плену». Это создало огромные лакуны в истории российского джаза, многие страницы которого невосполнимо утрачены».

«На протяжении всего существования «Квадрата» его отличали стремление совместить джазовую теорию и китику с научным музыкознанием и методологией современного искусствознания, а также активная защита и пропаганда авангардного джаза, что было вызвано прежде всего бескомпромиссной оппозиционностью авангарда советскому агитпропу и казенной культуре».

Cоветский джаз был «у времени в плену»

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить главные достоинства автора: постоянное стремление к совершенствованию, к эстетике и развитию джазовых направлений в музыке, что можно вполне считать определенным героизмом. Ефим Барбан никогда не отказывался от своей деятельности, даже учитывая перекрест напряженной политической обстановки и ограниченности музыкального сознания в те времена».