Здравствуйте, друзья! Приветствую всех, кто собрался у мониторов компьютеров. С вами «Вечера в стиле блюз», а у микрофона – Даша Винокурова.

Сегодняшний выпуск будет посвящен музыканту, жизнь которого можно назвать дорогой к свету через мрак испытаний. Весь его путь – это непрерывная борьба за возможность творить. Его биологические родители отказались от него. Он ослеп из-за редкой формы рака, когда ему был всего 8 месяцев от рождения и вместо его глаз появились стеклянные протезы. Он не видел солнечного света и вечернего тумана, но мог своей музыкой заставить нас почувствовать их дыхание. И каждый звук его гитары – есть не что иное, как момент абсолютной истины и божественного откровения. Настраивайте динамики и устраивайтесь поудобнее. В ближайшие 40 минут мы с замиранием сердца будем наслаждаться музыкой Джеффа Хили.

Jeff Healey-2

На нашем виртуальном календаре сейчас 1987 год. Совсем недавно увидел свет альбом See The Light – дебютная работа одного молодого канадского гитариста, которая просто порвала почти все блюзовые рейтинги. А ведь еще не так давно мало кто знал этого музыканта. Хотя он к тому моменту был знаком и с Альбертом Коллинзом, и со Стиви Рэй Воном, которые, кстати, отзывались о нем в самых красочных эпитетах. И вот, совершенно неожиданно, пластинка взлетает на первые места в чартах, а в США даже получает статус платиновой. 300 000 копий продано в Канаде – это грандиозный успех! Музыка слепого музыканта Джеффа Хили буквально врывается в звуковое пространство и покоряет тысячи сердец, ведь каждая его композиция это подлинный шедевр. Но давайте обо всем по порядку.

На Рождество маленькому Джеффу приемные родители подарили гитару

Детские годы

Когда маленькому Джеффу было 3 года, в его жизни произошло знаменательное событие. Приемные родители подарили ему гитару на Рождество. Ведь не зря же говорят, что в этот день исполняются все самые заветные желания. Для будущего музыканта этот подарок стал поистине судьбоносным. Джефф Хили начинает учиться играть, но вскоре понимает, что держать инструмент как все остальные он не может. Тогда он решает просто положить корпус гитары себе на колени.

Джонни Винтер Johnny Winter JazzPeopleВечера в стиле блюз: Джонни Винтер

Впечатлительный светловолосый мальчуган уже в 6 лет заслушивался джазом, блюзом и хард-роком. В этот период он учится петь и его талант начинает развиваться еще стремительнее. Едва закончив школу, пятнадцатилетний Джефф Хили собирает свою первую группу Blues Directions и начинает выступать с ней в клубах родного Торонто. Но до судьбоносного момента, ставшего отправной точкой его профессиональной карьеры, должно пройти еще целых 4 года.

Когда Хили было 19 лет, он знакомится с Альбертом Коллинзом. В 1985 году прославленный гитарист выступал в одном из клубов Торонто и попросил Джеффа ему подыграть. Как же молодой талант его впечатлил! Он даже заговорил о повторном джеме, в котором к ним присоединился один харизматичный техасец с побитым стратом наперевес.

Стиви Рэй Вон, который в итоге стал близким другом Джеффа, не раз говорил, что канадец произведет настоящую революцию в технике игры на гитаре. В это же время Джефф Хили знакомится с барабанщиком Томом Стефаном и бас-гитаристом Джо Рокменом и начинает выступать с ними под названием The Jeff Healey Band. Они активно гастролируют, выпускают несколько синглов и даже основывают свой лейбл звукозаписи – Forte Records. Звезда Хили нчинает сиять все ярче и вскоре молодым людям представляется возможность записать свой первый полноформатный альбом.

Джефф Хили JazzPeople

 

Джефф Хили JazzPeople

 

Джефф Хили на одной сцене с Би Би Кингом

В 1986 году сам Би Би Кинг просит Джеффа сыграть с ним на фестивале в Ванкувере! Ну а выход дебютной пластинник See The Light закрепил успех. Кстати, не зря эта работа называется именно так. Видимо, музыкант, живущий, казалось бы, в абсолютной темноте, не только видит божественный свет внутри себя, но и может передать это ощущение тысячам слушателей. В этот год команда Хили получает очень много наград, а сингл Angel Eyes занимает 5-е место в чарте Billboard.

Очень интересным для группы Хили выдался 1989 год. Музыканты были приглашены принять участие в съемках нашумевшего боевика «Дом у дороги» (или «Придорожное заведение»), главную роль в котором блестяще сыграл Патрик Суэйзи. Помимо того что музыканты «засветились» в кадре, они исполнили все саундтреки к фильму. Благодаря дерзхкому и «отвязному» блюзу Джеффа и компании, создалась потрясающая атмосфера провинциального ночного клуба с сомнительной публикой, где регулярно происходят эффектные разборки. Да и сама группа в кадре выглядела очень антуражно!

Джефф просто преображался, когда выходил на сцену

В 1990 году разросшийся до шести участников The Jeff Healey Band записывает пластинку Hell to Pay. Как и в прошлый раз, здесь сочетались кавер-версии и блестящий собственный материал. Кстати, после того как я услышала его версию песни While My Guitar Gently Wheeps, я просто перестала воспринимать оригинал. Кстати, в записи альбома принимало участие несколько маститых музыкантов: Джордж Харрисон, Марк Нопфлер, Джефф Линн и Пол Шаффер. Этот диск был менее блюзовым и, увы, оказался менее успешным, чем предыдущий. Но это не помешало мировому тиражу достигнуть 2 000 000 проданных копий. Следующий релиз Feel This был осуществленный в 1992 году и опустил команду еще ниже. Он достиг лишь 174 места в чартах. После него последовал масштабный гастрольный тур с Bon Jovi. Плюс, здесь нужно отметить выступление бэнда на разогреве у самих Rolling Stones. Так что, при всех неудачах, дела коллектива, скорее, шли нежели стояли на месте.

Возвращение к музыкальным корням

Jeff Healey-8

Отдохнув и набравшись сил после гастролей, T.J.H.B. записывает альбом Cover to Cover, в котором отдают дань своим музыкальным корням. Название работы говорит само за себя. Мы не найдем там авторского материала, а лишь обработки чужих композиций. Пластинка вышла весьма разнообразной: тут есть вещь Джими Хендрикса, Вилли Диксона, Ренди Калифорния, Роберта Джонса, Джона Фогерти и даже Led Zeppelin. Диск занял довольно высокие места в чартах и принес команде Джеффа две номинации на Грэмми.

Без творческого перерыва в истории Джеффа Хили, увы, тоже не обошлось. После выхода кавер-альбома музыканты решаю взять тайм-аут, который растягивается на 5 лет. Им в избытке хватает времени на подготовку нового релиза под названием Gen Me Some. Он был представлен широкой аудитории в 2000-м году. Альбом получился очень ярким, сочным и красочным. Продолжая стилистику Hell to Pay, он в большей степени был выдержан в лирическом ключе. Хотя, без «забойных» номеров не обошлось. Вообще, эта пластинка крайне интересна в плане экспериментов со звуком и техникой игры. Но вдаваясь в эти подробности сейчас, я боюсь отклониться от основной линии своего рассказа. Более уместно будет уделить внимание этой стороне творческого портрета Джеффа в отдельном выпуске (что в скором времени я собираюсь сделать). А пока предлагаю вам перенестись на несколько лет вперед.

Последний альбом джеффа Хили Mess of Blues вышел в 2008 году – спустя 9 дней после его смерти

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во многом. И история нашего героя может служить тому подтверждением. Еще с детства Хили был увлечен джазом и, в итоге, это увлечение вылилось в создание двух невероятных пластинок под названиями Among Friends и Adventures in Jazzland, выпущенных в 2002-м и 200-4 годах соответственно. При их записи Джефф исполнял партию трубы. Он освоил инструмент специально для работы над альбомами. В музыкальном отношении они представляют собой наборы блестящих стилизаций под джаз 30-х годов. В амплуа трубача Хили был участником коллектива The Jazz Wizards. А еще Джефф стал ведущим джазового радио-шоу.

Посмертный релиз Songs From The Road

Посмертно увидел свет диск Songs From The Road, в котором собраны последние концертные записи музыканта. Тут и лучшие фрагменты с фестиваля Nottoden Blues Festival, и отрывки с лондонских гастролей 2007 года, и даже моменты с домашних вечеринок в клубе The Jeff Healey’s Road House.

Сборник был составлен бас-гитаристом Алеком Фрейзером, который был другом и соратником Хили. Он так вспоминал последний период жизни слепого гения: «Джефф чувствовал себя ужасно: его изматывали курсы химиотерапии и постоянные перелеты, но он просто преображался, когда выходил на сцену! Музыка давала ему возможность творить, давала ему силы и вдохновение, и он играл так, будто был полностью здоров».

Не получается говорить об этом человеке в прошедшем времени. Его музыка, как только начинаешь ее слушать, дает ясное ощущение того, что он рядом с нами. И так будет всегда, он никогда нас не покинет. Слепой музыкант, в душе которого сияет вечный свет, и сердце которого открыто… Его жизнь – свидетельство великой силы духа и того потока мощнейшей энергии, который дает музыка. И пока поет его гитара, она будет звучать в наших сердцах!