28 ноября в центре Амстердама прошел открытый воркшоп в Bimhuis, который вел известный джазовый контрабасист Арнольд Дойевеерд.
Воркшоп в Bimhuis
Бесплатные семинары в Bimhuis
Несмотря на проливной дождь, будний день и специфику мероприятия, на семинар пришли около 50 человек. На последующий за семинаром джем-сейшн собралось уже около 200 слушателей. Интересно, что на семинаре присутствовали преимущественно люди возрастной категории за 40 – как среди слушателей, так и среди музыкантов.
Арнольд Дойевеерд
Арнольд Дойевеерд (Arnold Dooyeweerd) ведет бесплатную мастерскую в Bimhuis с 1974 года, многие молодые импровизаторы обязаны ему своей школой. Также он преподает в Консерватории и дает концерты с джазовыми исполнителями.
Главная цель мастер-класса – научить музыкантов чувствовать друг друга
Трио Арнольда выиграло конкурс FAMOS в 1965 году. За свою карьеру он играл со многими видными нидерландскими джазменами и американскими музыкантами, также он сотрудничал с Йоко Оно.
Главная цель воркшопов Арнольда – научить музыкантов чувствовать друг друга. По его мнению, на концерте важно даже то, как человек стоит на сцене, он транслирует собственную частоту, и необходимо чтобы другие ее приняли.
в ходе семинара Арнольд давал разные задания музыкантам
Тема – Рахманинов
Вечер начался с необычного задания. На примере мелодии Рахманинова Арнольд Дойевеерд разобрал самые простые способы импровизаций. Играя на фортепиано, он украшал пассаж Сергея Васильевича синкопами, менял регистры.
Затем начались одиночные и парные импровизации. Сразу можно было услышать сложившиеся коллективы и тех, кто играл друг с другом впервые. Удивительно, что среди музыкантов была всего лишь одна саксофонистка, но зато пришло 3 барабанщика, 2 из которых были единственными музыкантами из молодого поколения. Также были представлены гитара, скрипка, виолончель, контрабас, туба.
Уходя от произведений Рахманинова, участникам предлагалось самим сымпровизировать мелодию. Затем к музыканту присоединялся другой инструмент, а Арнольд давал задания.
Задания
Например, после блестящей импровизации барабанов, саксофона и голоса (вокалистка переходила с нидерландского на английский и имитацию птичьего языка) и продолжительных аплодисментов, Дойевеерд попросил участников оставить только ритмический рисунок. Вокалистка должна была вести диалог с барабанщиком, использовать голос только для ритма, а саксофону вообще пришлось лишь имитировать игру.
Дуэт голос и фортепиано и союз гитары и скрипки вызвали у публику бурю аплодисментов.
Закончился удивительный вечер, начавшийся русским романтизмом, атональной музыкой. Барабанные трещотки, плач скрипки и гитары звучали так, словно музыканты даже дышали в едином ритме.
Автор текста Велимира Антропова
Рекомендуем: История клуба Bimhuis