Кирилл Мошков JazzpeopleСосредоточением джазовой жизни в России принято считать большие города. Однако и «серые кардиналы» на ниве импровизации порой вносят неоценимый вклад в сохранение истории жанра. 4 года назад в Ярославле был создан Центр исследования джаза. В беседе с JazzPeople председатель общественного совета ЦИД Кирилл Мошков рассказал о работе Центра и людях, которые принимают активное участие в его развитии.

Старт проекта

– В каком году официально был открыт Центр исследования джаза в Ярославле и какова первоочередная цель его создания?

– Летом 2011 года группа энтузиастов из разных регионов России, в которую входят музыканты, преподаватели, продюсеры и журналисты, собравшись в Союзе московских композиторов, постулировала создание на базе Джазового центра в Ярославле, располагающего соответствующим помещением, автономной некоммерческой организации «Центр исследования джаза» – национального общественного учреждения, которое выполняет функции музея российского джаза, центра изучения его истории и сегодняшнего дня, а также центра пропаганды этого вида музыкального искусства.

Игорь Гаврилов jazzpeople

Организацию возглавил Игорь Гаврилов, директор Ярославского Джазового центра. Функции председателя общественного совета «Центра исследования джаза» взял на себя главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Методическую помощь в разработке проекта Центра оказала Библиотека Конгресса США, имеющая громадный опыт в работе именно с коллекциями по истории музыкального искусства и музыкальной индустрии.

Летом 2011 года Россию посетил старший специалист отдела музыкальных коллекций Библиотеки Конгресса Ларри Эппелбаум, который совмещает знание технологий сохранения связанных с музыкой коллекций и глубокое понимание джаза, помимо работы в Библиотеке Конгресса. На протяжении 30 лет он ведет еженедельную двухчасовую джазовую программу на одной из вашингтонских радиостанций, а в последние 15 лет интенсивно пишет для одного из ведущих джазовых журналов США – JazzTimes. Ознакомившись с нашей работой, он помог нам создать профессиональную программу дальнейших действий. Центр исследования джаза по этой программе собирает колекции идет уже пятый год.

Подготовительная работа

– Насколько трудоемким был процесс подготовки центра к работе? Была ли поддержка от государства или других источников?

– Работа по подготовке центра к работе не завершена. Мы собрали в Ярославле целый ряд крупных коллекций, связанных с историей отечественного джаза. Первыми в фонды ЦИД поступили материалы из личного архива ростовчанина Игоря Сигова, создателя легендарной Группы Изучения Джаза СССР (1931-1965). Также личный архив Ростислава Винарова, видного московского «джазового функционера» 1960-70-х годов. Винаров курировал в МГК ВЛКСМ «джазовую тему», включая организацию легендарных ныне Московских джаз-фестивалей 1965-68 годов и создание первых московских «джазовых кафе» – по факту, первых в нашей стране джаз-клубов.

Центральное место в фондах занимают полученные нами в 2013 году архивы старейшины петербургского джаз-клуба «Квадрат» Натана Лейтеса (1937-2013). Натан Шоломович передал в наш фонд более 250 кг различных материалов, документирующих деятельность ленинградского джаз-клуба «Квадрат» с середины 1960-х и до наших дней, Ленинградских джаз-фестивалей 1960-1970-х и фестивалей «Джаз над Невой» 1980-х. Тогда же мы приняли у наследников архив покойного первопроходца джазового просветительства, соавтора исторической первой брошюры «Джаз» (1960, совместно с музыковедом Владимиром Фейертагом) – ленинградского барабанщика Валерия Мысовского. Свои архивы Центру передали народный артист РФ, саксофонист Алексей Козлов, а также целый ряд других музыкантов, коллекционеров и энтузиастов джаза. Кроме того, фонды ЦИД пополнил редакционный архив журнала «Джаз.Ру» за 15 лет, включая многолетние подборки комплектов джазовых периодических изданий со всего мира.

Центр исследования джаза в Ярославле jazzpeople

Что особенно ценно и важно, в числе тех, от кого мы получаем материалы для фондов Центра, все больше молодых людей – так, например, в августе текущего года часть своей коллекции джазовых записей и книг о джазе нам передала молодая московская певица Алина Ростоцкая, представитель нового поколения российского джаза. Но впереди еще очень много работы: ремонт помещения, выделенного Ярославским Джазовым Центром, установка в нем системы климат-контроля, новых стеллажей, аппаратуры для оцифровки аналоговых аудиозаписей и для сканирования документов (рукописи, переписка, фото и т.п.) Эта часть работы продвигается медленно, поскольку первоначально выделенные нам Фондом Алексея Козлова средства уже закончились, а поддержка государства, на которую мы рассчитываем по линии Ассоциации музыкальных музеев России и федерального Министерства культуры, пока еще не стала реальностью.

Пополнение фондов Центра

– Помимо сохранения наследия русского джаза в Ярославле, планируете ли вы доносить эту ценную информацию в каком-либо ином формате? Например, интернет-ресурс, радио-передача, официальные выездные мероприятия.

– Да, планируется все это и многое другое. Наша задача – не только накапливать материалы, но и делать их доступными. В Ярославль приезжают работать с нашими фондами исследователи со всего мира: только за последние полтора года мы приняли исследователей из Германии (д-р Рюдигер Риттер, Бременский университет) и США (Бен Бересфорд, аспирант Аризонского университета). Пока что мы можем только допустить их до работы непосредственно с фондами в хранилище, так как работа по оцифровке и каталогизации фондов еще находится на начальной стадии. Но мы ставим перед собой амбициозную задачу сделать все наши фонды доступными для исследователей, в том числе через интернет. Более того, Центр исследования джаза должен располагать полной библиографией по отечественному джазу и возможно более полной коллекцией книг по предмету (на настоящий момент эта работа выполнена примерно на три четверти). Наша библиотека включает издания и на иностранных языках, посвященные джазовой музыке со всего мира: ведь российское джазовое сообщество – неотъемлемая часть сообщества мирового.

Центр исследования джаза в Ярославле jazzpeople

Фонотека Центра на настоящий момент включает несколько сотен единиц хранения. Прежде всего, это виниловые пластинки и компакт-диски с записями отечественного джаза, но в наших фондах есть также десятки уникальных аудиодокументов на аудиокассетах (радиопередачи, демонстрационные и концертные записи, иногда существующие в единственном экземпляре), магнитных лентах (главным образом концертные записи, как правило – уникальные) и даже патефонных пластинках на 78 оборотов в минуту. Все эти богатства также запланированы к оцифровке, как только мы завершим формирование аппаратного комплекса скромной студии Центра.

Через российский джазовый журнал «Джаз.Ру» мы продолжаем знакомить джазовое сообщество с моментами истории джаза в нашей стране, запечатленными малоизвестными, а порой и вовсе неизвестными энтузиастами – очевидцами событий. Это тоже важнейшее направление работы Центра в Ярославле. Кроме того, мы в мае текущего года уже представляли Центр исследования джаза на крупнейшей выставке российского музейного сообщества – «Интермузей-2015» в московском Манеже. Наш стенд, среди полутора десятков тысяч посетителей, посетил и премьер-министр России Дмитрий Медведев, которого очень заинтересовал наш музейный патефон His Master’sVoice 102c. На этом аппарате мы постоянно крутили уникальные пластинки раннего советского джаза (1930-1950-х годов). Дмитрий Анатольевич ознакомился также с образцами джазового самиздата 1960-70-х из наших фондов, представленными у нас на стенде. А участники Большого Джазового Оркестра под управлением трубача Петра Востокова представили Центр исследования джаза в культурной программе выставки. Петр с интересом ознакомился с репетиционной трубой (точнее, корнетом), принадлежавшим в 1950-е великому Эдди Рознеру. Фотоотчет о работе нашего стенда можно посмотреть в фейсбуке у выдающегося российского джазового фотографа Владимира Коробицына.

– Довольны ли вы деятельностью вашего центра сейчас и какие нововведения вам хотелось бы внести в его работу? Может быть хотелось бы получать больше информационной поддержки?

– Главным образом, нам хотелось бы добыть для дальнейшего развития больше финансовой поддержки. (Улыбается) Но и информационная нам совершенно не помешает, а наоборот, только поможет! Что до направлений дальнейшего развития – по рекомендациям Ларри Эппелбаума, мы разработали программу работы на 36 страницах, и сейчас мы только на 12-й.

Центр исследования джаза проведет конференцию

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о международной конференции по исследованию истории джаза в России, которая будет проводиться в Ярославле 1 октября будущего года?

– Конференция «Джаз в России: вчера и сегодня» должна состояться в здании Ярославского Джазового центра 1 октября 2016 года – в день, когда российскому джазу исполнится 94 года (отсчет ведется от первого документированного джазового концерта в России – выступления «Первого республиканского джаз-банда Валентина Парнаха» в московском театральном институте, ныне ГИТИС, 1 октября 1922). Планируется участие в ней примерно 20 исследователей из России (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Ростов-на-Дону, Воронеж и другие города), а также примерно полутора десятков специалистов из США, Италии, Германии, Эстонии, Великобритании, Нидерландов, Китая, Японии и ряда других стран. Call for Papers (приглашение для подачи заявки на представление докладов на конференции) будет, как мы рассчитываем, опубликован на нашем сайте в январе-феврале 2016 года.

Кирилл Мошков jazzpeople

Ответы подготовил председатель общественного совета «Центра исследования джаза», главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.