Совсем недавно, 16 октября 2024 года, новаторы петербургского джаза Dizzy Dutch Duck презентовали новый альбом Sasu Schildt, записанный совместно с финским композитором и продюсером Сасу Шилдтом.
Лидер коллектива Антон Боярских, тромбонист, композитор и аранжировщик, рассказал редакции JazzPeople, как изменились DDD с начала основания бэнда, поделился размышлениями о новом альбоме, прояснил, как важен выбор локации для проведения концерта, а также поведал о планах на будущее, первом виниле и большой вечеринке в день рождения группы.

– Антон, не будет заблуждением сказать, что Dizzy Dutch Duck вдохнул жизнь в современный джаз в Петербурге, учитывая устойчивые традиции жанра в городе на Неве. Почти 10 лет назад из Амстердама ты привез идею своего проекта, который сегодня сохраняет актуальность. Что является основой стиля, в котором работает группа?
– Основой стиля является свой музыкальный язык, который мы вырабатывали в течение 9 лет. Язык основывается на серьезных знаниях джаза, наслушанности, музыкальной интуиции, исполнительских возможностях коллектива.
Отличает нас от других коллективов наша авторская музыка и аранжировка, то, как мы по-особому видим те же вещи, что и другие, те же ноты и аккорды.
Мы всегда исходим в каждой программе или композиции из концепта и идеи. Каждым программой или треком мы решаем какие-то задачи – от этого все звучит разнообразно, но цельно.
Я мыслю большим оркестром
Пройдитесь по музею или выставке картин, вы увидите разнообразие образов, историй, разного фона, на котором изображен передний план. Когда я создаю аранжировку, я мыслю как композитор и художник. Для меня важна сложная структура и форма, которая растянута во времени произведения. За это время слушатель проживает массу эмоций, сменяются темпы и краски, история находит кульминацию и эпилог. Я мыслю большим оркестром.
То, звучание, которое наполняют конкретные музыканты, тоже нас отличает. Наш язык узнаваем, это большое счастье для коллектива.

– С момента создания группы ты работаешь с тем же составом музыкантов? Или появились новые имена? Насколько важна целостность коллектива и общие взгляды при написании музыки?
– С 2015 года сменилось очень много разных музыкантов по-разным причинам. Но костяк, постоянный состав, уже много лет один, чему я бесконечно рад. Здесь проще отмерять релизами, так как мы довольно много выпускаем музыки.
Аркадий Артюшевский (ударные) записал первый и почти все записи, кроме последнего, а Саша Алексеев (клавишные) все релизы. Илья Корчагин (гитара) записал все, кроме первого, а Витя Савич (бас) пришел позже всех, он записал последние 2 альбома. Игорь Тимофеев (саксофон) поучаствовал почти во всех наших записях как гость, но сейчас уже год мы играем вместе постоянно и написали в соавторстве нашу последнюю новую музыку и программу BROKEN. Мы представили взгляд на танцевальный джаз, коим он и является по своей сути, соединив американский фьюжн-джаз и английский танцевальный стиль broken beat.
Мы очень гибкая форма музыки
Обычно я приношу нотный каркас и историю композиции, ее идею и образ. Дальше мы долго работаем над материалом, и каждый участвует в той степени, в которой ему есть что предложить. Обычно, эти предложения выражаются в исполнении. И даже любая ошибка в игре своей партии, может вызвать всеобщий интерес и стать частью композиции. Мы очень гибкая форма музыки.

– Как изменились Dizzy Dutch Duck за прошедшие годы?
– Последние годы наша активность усилилась и благодаря интересу к нам, и нашим работам. Мы полтора года создавали гигантскую работу – альбом Sasu Schildt (послушать можно здесь), активно участвовали в фестивалях, написали новую программу. И в планах у нас несколько накопившихся релизов с разными задачами: альбом BROKEN, две оркестровых пьесы со струнными и духовыми, продолжать делать аранжировки и программы джазовых стандартов Parlie Charker и записывать с вокалом треки, поездить в регионы, где нас ждут.
Dizzy Dutch Duck — Parlie Charker Vol.1. Обзор альбома
Уже скоро мы получим наш первый винил – альбом Dizzy Club (2023). Мы целый год занимались созданием и печатью пластинки и презентуем ее на нашем концерте 10 января 2025 года в баре Union в наш день рождения. Будет большая вечеринка, большое событие.
Dizzy Dutch Duck – Parlie Charker vol.2. Обзор альбома

– В 2024 году свет увидел релиз Sasu Schildt. В период записи альбома какой момент ты можешь определяющим? Когда становится понятно, что все удалось?
– Я бы отметил два момента. Первый, когда мы столкнулись в период работы над редакцией записей, что мы не понимали настоящих объемов работы. Когда ты уже 6 месяцев работаешь почти каждый день, а потом вдруг понимаешь, что ближайшие 6 месяцев ты продолжишь этот труд. Захотелось в какой-то момент все бросить.
Однако, второй момент, когда мы уже приблизились к финалу и подошли от редакции к звуку, мы сделали первый драфт и поняли, что это сработало. Я хочу поблагодарить моего друга и человека, с которым мы работали 18 месяцев плечо к плечу – Пашу Остроумова.
Наш музыкальный язык узнаваем, это большое счастье

– Новая коллаборация с финским композитором и продюсером Сасу Шилдтом при участии артиста из Эспоо MC Kesken включает в себя 4 композиции, и каждая в двух версиях – вокальной и инструментальной. Почему такое решение?
– Законченное произведение подразумевает музыку + текст. Нам так поправилась музыка Сасу, которая теряется за текстом, что должна существовать отдельно. То есть первая причина – для более глубокого прослушивания музыкальной ткани, которую создает джазовый композитор.
Вторая причина – этот проект подразумевает дальнейшее существование с другими текстами и на разных языках внутри структуры композитора. Так что музыка уже есть, можно практиковаться.
Антон Боярских: «Нас ждет серьезное развитие джаза, в том числе экспериментального»
– Вы с группой много времени уделяете созданию музыки, а вот концертов не так много. При этом, когда концерты случаются, это по-настоящему грандиозный интерактив. Здесь гости не просто слушатели, они – зрители. На каких площадках города можно вас встретить и когда можно ждать следующее музыкальное шоу?
– К сожалению, мест, где мы могли бы, или нам хотелось бы выступать не так много. Для нас важна локация, акустика, свет, звук, размеры. Мы в поимке таких мест, а вот выступали мы почти везде за свою историю.

Так что, хотелось бы выступать чаще, но не в одних и тех же местах, исключая из это списка Юнион, который мы считаем нашим домом. При том, что мы большой коллектив, нас не стесняют размеры маленького бара, главное – интенция от всех.
Коллектив – площадка – аудитория — три тезиса
Коллектив – площадка – аудитория, ну и меняйте эти три тезиса местами. Мы всегда за близкое расположение с аудиторией, мы хотим, чтобы было не только слышно, но и видно то, что мы делаем, наши эмоции, улыбки, знаки, общение. Для нас важен свет, поэтому иногда с нами работают лучшие светоинженеры или видеомэпперы, так же и со звуком.
Я приглашаю всех интересующихся 10 января 2025 в бар Юнион, где мы отметим наше девятилетие и презентуем физическую пластинку альбома Dizzy Club. Это будет грандиозно.
Будет концерт, будут выступать диджеи всю ночь, каждый из которых представит свой виниловый магазин, дружественный нам. Можно будет приобрести пластинку у нас в день концерта или у ребят в рекорд-сторах города на следующий день.
Беседовала Виктория Мэлл
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Антон Боярских о Dizzy Dutch Duck в 2016-м