Фестиваль JazzMan Brass впервые состоится этой осенью в Санкт-Петербурге. Мужские духовые коллективы и солисты представят свои блестящие «медные» программы. Антон Боярских, лидер Dizzy Dutch Duck – одного из участников фестиваля – рассказал в интервью JazzPeople об экспериментальном джазе в России, способах взаимодействия с публикой и музыкальном опыте, привезенном из Амстердама.

– Антон, расскажите об истории создания Dizzy Dutch Duck. В каком составе коллектив работал изначально?

– В 2015 году я заканчивал магистратуру в консерватории Амстердама. Для своего экзамена я выбрал авторский репертуар, который был написан за время учебы там. Я собрал интернациональный состав из своих друзей-сокурсников – музыкантов из Германии, Италии, Венгрии и Австрии. Тромбон, альт-саксофон, гитара, пиано, бас и ударные. Этот репертуар был на тот момент на острие времени, немногие играли, а тем более писали такую музыку, даже в Европе. Сейчас такой джаз популярен. Этот репертуар лег в основу моего будущего состава. И вот однажды мы с ребятами после репетиции стояли у канала, и я подумал, что когда я вернусь в Петербург, то обязательно соберу состав. Название же «приплыло» ко мне само в виде голландской утки в том же канале.

Антон Боярских в интервью JazzPeople: «Уверен, впереди нас ждет серьезное развитие джаза, в том числе экспериментального»
– Как вы пришли к смешению электроники и джазовых импровизаций? Как менялся состав за время существования коллектива и к какому формату пришел на данный момент? 

– Еще в 2011 году я познакомился в Петербурге с Игорем Тимофеевым, а потом с Сашей Потаповым, Олегом Беловым и Пашей Вовк. Именно с этим квартетом (Квартет Имени Музыки) я переодически выступал, играя как свои пьесы, так и пьесы ребят. У нас один «язык», я многому у них учусь. В целом, сейчас такая музыка это и есть современный джаз. Примеров таких исполнителей сейчас очень много, и учиться этому стало проще. 

Но конечно, начало всему положил Майлз Дэвис. Именно его эксперименты с 1968 года открыли новый звук, новый подход с исполнению джаза. Составов было много, даже слишком много. Постоянно ищу новое звучание. Вибрафон, две гитары, перкуссия, DJ, рэп, электронные барабаны, струнные, духовые, стихи или просто монологи. Очень много способов создать картину для зрителя, слушателя.

Постоянно ищу новое звучание

– Какую программу вы приготовили для фестиваля JazzMan Brass? 

– Так как наши пьесы насыщенны аранжировкой, открытыми импровизациями, а мы ограниченны во времени, мы выбрали четыре пьесы, включая премьеру Des Pas sur la Neige («Шаги на снегу») – прелюдия Клода Дебюсси. В этой пьесе мы хотим передать настроение автора – печальный, ледяной пейзаж. Соединяя импрессионизм и электронно-танцевальный, полиритмический бит, мы предлагаем новое прочтение классики.

Антон Боярских в интервью JazzPeople: «Уверен, впереди нас ждет серьезное развитие джаза, в том числе экспериментального»
– Вам довелось работать с большим количеством коллективов – как классических, так и экспериментальных, причем в совершенно разных стилях. Работа с кем оказалась для вас наиболее насыщенной в плане получения новых эмоций и опыта?

– В России я получаю огромный опыт, играя с моими друзьями. Перечислять можно долго, тех, кого я назвал выше, и многих других. А в Европе это, конечно, преподаватели в основном. Каждый что-то свое открыл для меня. Могу назвать опыт работы с Джоном Клейтоном. Этот человек один из тех великих, кто еще остался здесь. Он в разговоре открывает такие джазовые истины, от которых ты меняешься тут же!

– Каких исполнителей вы открыли для себя за последнее время? Кто наиболее сильно впечатлил вас? 

– Сейчас очень много молодых музыкантов слушают самую современную музыку и не боятся пробовать себя в ней. По-хорошему бесстрашны. Они изучают ее, общаются благодаря открытости интернета с музыкантами за океаном, с кумирами. Показывают им свои результаты, а они отвечают им «респектом». Они меня впечатляют! Мы создали для них условия на наших The Electric Kool-Aid Acid Jam в баре Union. Это неформатный джем, где мы пробуем любые задумки и реализуем идеи. Идеальная почва для будущего.

Растет поколение новых музыкантов

– Как вы видите развитие экспериментального джаза в России? 

– Развитие экспериментального джаза, как и джаза в целом, зависит от образования. Нужно повышать свой уровень постоянно, если ты преподаватель, делиться опытом с коллегами. Мы организуем образовательный проект на базе Голландских Сезонов, где европейские музыканты высокого уровня будут делиться знаниями на постоянной основе. Речь идет о современной музыке. Уверен, впереди нас ждет серьезное развитие джаза, и экспериментального тоже. Растет поколение новых музыкантов.

– Какие перспективы видите для вашего коллектива здесь и за рубежом? 

– Мы стали больше, чем коллектив. Мы теперь комьюнити (Dizzy Dutch Duck Community). Мы пишем музыку, играем ее, мы организовываем концерты независимых исполнителей, открываем и для себя их. Мы занимаемся образовательной деятельностью, идей у нас много, и люди сами тянутся к нам, чтобы помочь в их реализации, потому что они тоже верят в будущее. Что касается развития за рубежом, то мы будем обмениваться опытом, нам тоже есть, что им показать и рассказать. Будем строить прочные мосты.

Рекомендуем купить билеты на JazzMan Brass

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here