В 1968 году вышло видео-интервью с Эриком Клэптоном, в котором он рассказывает о своем гитарном стиле. Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона помогут усовершенствовать вашу технику.
В интервью Клэптон говорит о себе, но это также верно для каждого музыканта, независимо от степени популярности.
«Да, есть фразы, которые я всегда играю, рабочие фразы, из которых я строю песню» – говорит он.
Он иллюстрирует это примером, а после добавляет: «Все эти соло собраны из старых фраз, которые я придумал, и теперь они просто смешаны с другими вещами, которые я узнал».
Упражнения для гитаристов от Эрика Клэптона
Как и многие, Клэптон начинал как подражатель. Он годами практиковался, чтобы ассимилировать звук и дух блюзменов, которых он боготворил. И, взяв эти «старые фразы», рассматривая их в тонких вариациях и комбинируя их по-новому, он в конечном итоге стал, возможно, величайшим чикагским блюзовым гитаристом, который родился вовсе не в Чикаго.
Подход Клэптона к гитаре практически не изменился с начала его карьеры. Многие из его любимых фишек созданные в 60-х прекрасно звучат и сегодня.
Упражнение № 1
Подобно лику из песни Got to Hurry группы The Yardbirds упражнение на Рисунке 1 следует классической блюзовой формуле, располагаясь вокруг повторяющейся основной ноты «ля», которая чередуется с более высокими нотами, в свою очередь образующими восходящую секвенцию (от «до» до «ми»).
Здесь вибрато средне-быстрое – нечто среднее между пархающим вибрато Би Би Кинга и широким вибрато Дэвида Гилмора.
Как делать знаменитое вибрато на гитаре Би Би Кинга
Упражнение № 2
Эта концепция основной ноты развита здесь на несколько шагов вперед. Соло вдохновленно вступительным залпом Клэптона в песне Джона Мейолла Have You Heard из эпохального альбома Blues Breakers with Eric Clapton 1966 года. Хотя в данном примере больше чем 1 нота, очевиден четкий центр. Нота «до» на 2-ой струне, которая берется снова и снова с необузданной жестокостью в манере игры с остановками (паузами), заимствованной у Фредди Кинга.
На контрасте с фигурой 1, здесь вибрато очень быстрое.
Упражнение № 3
Говоря о королях, обратимся к фирменному слайду Би Би Кинга. Слайд с одной ноты на ту же ноту на соседней струне (в данном случае с 3-го лада 1-й струны «соль» на 8-ой лад 2-ой струны «соль») является основой Рисунка 3, с добавлением хаммероновых двойных нот (дабл стопы) – прием, довольно широко представлен в 5 сольном альбоме Клэптона Slowhand.
Обратите внимания как слайду в ноту «соль» предшествует бенд в ноту «ре» – та же базовая идея, но в другом исполнении.
Упражнение № 4
Чисто «Клэптоновские» черты можно увидеть в Рисунке 4, (послушайте его песню Sweet Wine). Пример начинается в группы воспаряющих вверх бендов, немного заигрывая с элегантно обрубленными фразами, а затем трижды повторяет трехнотную фразу. Причем каждый повтор должен звучать по-другому относительно предыдущего из-за изменения положения медиатора во время извлечения искусственных флажолетов.
Для заключительных флажолетов расположите большой палец ближе к углу медиатора и продвигайте медиатор ближе к бриджу (нижнему порожку) при каждом повторе.
Упражнение № 5
Обычно большие септимы не звучат по-блюзовому, но это никогда не останавливало Клэптона, что мы и видим на Рисунке 5. Эти 2 проходящих «фа-диеза», сыгранные поверх блюзовой последовательности в «соль», не только не звучат странно, а даже являются критичными для успеха всего лика.
Скорость, с которой пролетает лик, помогает скрыть тот факт, что это, на самом деле, 2-е идентичные фразы, связанные бриджиком из 4-х нот.
Как научиться играть на гитаре самостоятельно
Упражнение № 6
Фишкой Рисунка 6 является череда выпирающих больших терций («до-диез» в «ля-мажоре») в последних двух тактах. Поскольку эти терции сыграны пунктиром в свинговой манере (восьмые с точкой с последующими шестнадцатыми), они не выглядят тяжеловесно. Предваряющая их череда сырых даблстопов (двойных ноты), только больше добавляет им достоверности.
Хаммероновые даблстопы здесь явственно представлены, а также они демонстрируют любовь Клэптона к рок-н-роллу в его первозданном варианте.
Упражнение № 7
Рисунок 7 вдохновлен неувядающим соло в Crossroads из альбома Wheels of Fire группы Cream. Начинается с классического пуллоффного (сдергивание ноты) веселья по минорной пентатонике, а затем, во 2-м такте, переключает передачу на яркую нисходящую фразу, ведущую к финальной ноте «ля».
Заикающаяся, поступенно нисходящая линия во 2-м такте – привет герою Slowhand’a Бадди Гаю.
Упражнение № 8
Конечно же, не вся игра Клэптона чрезмерно агрессивна. Посмотрите на Рисунок 8, который показывает нам более спокойную сторону гитариста. Лик напоминает такие песни группы Cream как I Feel Free и White Room. Здесь Клэптон использует сексты («до-диез» в тональности «ми») и ноны («фа-диез» в «ми»). И хотя выбор этих нот не самый необычный, все же это далеко не первое, что приходит на ум, и что хочется подчеркнуть в данной аккордовой последовательности.
Вот еще один трюк из резерва Клэптона: 2-е триоли восьмыми нотами, включающие в себя пребенд (предварительный бенд до извлечения звука) с последующим пуллоффом.
Упражнение № 9
Рисунок 9 похож на часть соло Blind Faith в песне Do What You Like. Эта фигура указывает на Клэптоновское чутье мелодии при помощи фразы в минорной пентатонике с необыкновенно открытым звучанием. Послушайте как четвырехнотный паттерн в 3-м такте является как бы эхом четырехнотного паттерна в начале 1-го такта.
Обратите внимание на смену позиции во 2-ом такте. Для подготовки вы можете взять последнюю «ля» не третьим пальцем (безымянным), а первым (указательным).
Упражнение № 10
С годами Клэптон показал нам, что может с комфортом работать в разнообразии музыкальных контекстов, при этом не компрометируя основные элементы своего стиля. Фигура 10, также как и песня Badge группы Cream – хороший тому пример. Хотя аккордовая последовательность – «попсовая», соло – блюзовое. Высокий протяжный бенд, который затрагивает как IV ступень, так и мажорную III (в «ре-мажоре»), пара плавных/текучих хаммеронов и пуллоффов, и быстрый закрывающий нисходящий скачок на сексту (с «фа-диез» на «ля»).
Все это наглядно показывает, что даже в свои самые мэйнстримовые моменты, Клэптон никогда не теряет свою связь с духом Чикагских идолов.
Первые шесть нот – результат одного удара медиатора, так что поверните ручку гэйн (gain) на усилителе для достижения необходимого уровня сустейна.
Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов