Отношение к джазу в советское время было весьма настороженным. Но к счастью, уже тогда были талантливые музыканты, которые не представляли свою жизнь без великолепной мелодичности и шарма джаза. Благодаря им отечественная джазовая музыка приобрела значительный вес и являлась показателем высокого профессионализма русских джазменов, несмотря на дефицитность звучания. О лучших московских и петербургских джазовых инструменталистах повествует небольшой документальный фильм «Город. Осень. Ритм» 1976 года.

Фильм был снят без единого слова или комментария кого-либо из участников.

В фильме звучит только музыка, и она главенствует на протяжении всей картины. Совершенно справедливо показанное в ней абсолютно не нуждается в пояснении. Привлекает внимание то, как был снят и смонтирован весь фильм. Несмотря на то, что технологический прогресс в советское время не был таким, как в наши дни, фильм «Город. Осень. Ритм» хочется пересматривать снова и снова.

При просмотре первых же кадров зритель начинает чувствовать, что к созданию этого фильма подходили с большой любовью и трепетом, точно передавая малейший нюанс и настроение исполнителей, а также органично соединяя их музыку с красивыми видами Петербурга с воды.

Интригующее начало фильма: молодой человек бежит по набережной с фотоаппаратом, явно торопясь запечатлеть нечто очень важное. И как оказывается потом, фотографии уловили значимый момент в истории петербургского джаза – проплывающий по каналам города «Ленинградский Диксиленд» играет джаз прямо на борту судна. Режиссер заснял удивленные и радостные реакции прохожих на столь яркое действо.

Первыми появившимися в кадре джазменами стали музыканты ансамбля Давида Голощекина и сам маэстро, виртуозно исполнившие джазовую импровизацию на скрипке, такую энергичную, что ее мелодия остается звучать в подсознании и после того, как она утихнет в фильме. Подхватывает ритм пианист Петр Корнев, четко расставляя акценты на клавишных.Леонид Чижик: документальный музыкальный фильм «Город. Осень. Ритм»

После бурных аплодисментов благодарной публики мы наблюдаем солнечный день в Ленинграде, настолько яркий, что камера не может передать всех оттенков, но явное тепло и комфорт ощущается практически «незримо». Во время демонстрации городских мостов и волн Невы с борта речного судна звучит начало следующей джазовой композиции в исполнении московского трио Леонида Чижика. Плавная, перерастающая в резкие и сложные фразировки, с практически невообразимым скоростным исполнением на рояле Леонида мелодия приводит в настоящий восторг от просмотра.

Энергичным вступлением барабанов, переносит зрителя в мир звучания настоящего биг-бэнда московский ансамбль «Мелодия», выдающегося советского саксофониста Георгия Гараняна. Мастерство самого высокого уровня исполнения показали все без исключения музыканты «Мелодии», прозвучали насыщенные соло саксофониста Алексея Зубова и трубача Константина Носова.

Следующей в кинокартине звучит композиция электро-инструментов в фанковом, подвижном ритме, в середине которой вступает кларнетист Михаил Вайнер с очень гармоничной мелодией. На протяжении всего концерта зритель «проплывает» под аккомпанемент отечественных музыкантов по берегам Невы, проходя самый центр города.

Оркестр Александра Цфасмана JazzPeopleВеликие джазовые оркестры

После динамичного отступления синтезированных звуков, зрители погружаются в расслабленную атмосферу романтичных мотивов трио Вячеслава Ганелина. Детально проработанный ритм барабанов Владимира Тарасова, пронзительный звук саксофона Владимира Чекасина, и конечно, плавная, но акцентированная мелодическая линия пианиста Вячеслава Ганелина – все это великолепное творческое объединение трех джазменов из Вильнюса. На этом завершается документальный музыкальный фильм «Город. Осень. Ритм». Глядя вслед уходящему джазовому кораблю с музыкантами, хочется сказать всем, кто дарил и продолжает дарить нашей стране чарующие и такие разные мелодии джаза, огромное спасибо за их благородную миссию!