Отношение к джазу в советское время было весьма настороженным. Но к счастью, уже тогда были талантливые музыканты, которые не представляли свою жизнь без великолепной мелодичности и шарма джаза. Благодаря им отечественная джазовая музыка приобрела значительный вес и являлась показателем высокого профессионализма русских джазменов, несмотря на дефицитность звучания. О лучших московских и петербургских джазовых инструменталистах повествует небольшой документальный фильм «Город. Осень. Ритм» 1976 года.
Фильм был снят без единого слова или комментария кого-либо из участников.
В фильме звучит только музыка, и она главенствует на протяжении всей картины. Совершенно справедливо показанное в ней абсолютно не нуждается в пояснении. Привлекает внимание то, как был снят и смонтирован весь фильм. Несмотря на то, что технологический прогресс в советское время не был таким, как в наши дни, фильм «Город. Осень. Ритм» хочется пересматривать снова и снова.
При просмотре первых же кадров зритель начинает чувствовать, что к созданию этого фильма подходили с большой любовью и трепетом, точно передавая малейший нюанс и настроение исполнителей, а также органично соединяя их музыку с красивыми видами Петербурга с воды.
Интригующее начало фильма: молодой человек бежит по набережной с фотоаппаратом, явно торопясь запечатлеть нечто очень важное. И как оказывается потом, фотографии уловили значимый момент в истории петербургского джаза – проплывающий по каналам города «Ленинградский Диксиленд» играет джаз прямо на борту судна. Режиссер заснял удивленные и радостные реакции прохожих на столь яркое действо.
Первыми появившимися в кадре джазменами стали музыканты ансамбля Давида Голощекина и сам маэстро, виртуозно исполнившие джазовую импровизацию на скрипке, такую энергичную, что ее мелодия остается звучать в подсознании и после того, как она утихнет в фильме. Подхватывает ритм пианист Петр Корнев, четко расставляя акценты на клавишных.
После бурных аплодисментов благодарной публики мы наблюдаем солнечный день в Ленинграде, настолько яркий, что камера не может передать всех оттенков, но явное тепло и комфорт ощущается практически «незримо». Во время демонстрации городских мостов и волн Невы с борта речного судна звучит начало следующей джазовой композиции в исполнении московского трио Леонида Чижика. Плавная, перерастающая в резкие и сложные фразировки, с практически невообразимым скоростным исполнением на рояле Леонида мелодия приводит в настоящий восторг от просмотра.
Энергичным вступлением барабанов, переносит зрителя в мир звучания настоящего биг-бэнда московский ансамбль «Мелодия», выдающегося советского саксофониста Георгия Гараняна. Мастерство самого высокого уровня исполнения показали все без исключения музыканты «Мелодии», прозвучали насыщенные соло саксофониста Алексея Зубова и трубача Константина Носова.
Следующей в кинокартине звучит композиция электро-инструментов в фанковом, подвижном ритме, в середине которой вступает кларнетист Михаил Вайнер с очень гармоничной мелодией. На протяжении всего концерта зритель «проплывает» под аккомпанемент отечественных музыкантов по берегам Невы, проходя самый центр города.
После динамичного отступления синтезированных звуков, зрители погружаются в расслабленную атмосферу романтичных мотивов трио Вячеслава Ганелина. Детально проработанный ритм барабанов Владимира Тарасова, пронзительный звук саксофона Владимира Чекасина, и конечно, плавная, но акцентированная мелодическая линия пианиста Вячеслава Ганелина – все это великолепное творческое объединение трех джазменов из Вильнюса. На этом завершается документальный музыкальный фильм «Город. Осень. Ритм». Глядя вслед уходящему джазовому кораблю с музыкантами, хочется сказать всем, кто дарил и продолжает дарить нашей стране чарующие и такие разные мелодии джаза, огромное спасибо за их благородную миссию!