Харпер Алекс СоловьевБлюзовый губной гармонист Алекс Соловьев стал известен благодаря своей уникальной манере игры с использованием звукового оборудования для создания неповторимого чикагского звучания. Алекс исполняет как классику мирового блюза, так и авторские сочинения в стиле харп-хоп. На концерте 20 апреля музыкант представит обновленную программу вместе с гитаристом Евгением Ламбой. В беседе харпер Алекс Соловьев пояснил, что именно значит понятие «электрический харпер», рассказал, почему нельзя играть музыку, к которой не лежит душа, и как он познакомился со своим кумиром Куинси Джонсом.

– Алекс, известно, что блюз – это музыка души, и исполнять его сложнее, чем другие стили. Что для вас блюз и ваша музыка?

– Я живу блюзом, он помогает мне воспринимать мир таким, какой он есть. Мой инструмент определил мой жанр – я научился чувствовать и понимать музыку. Я бы не сказал, что исполнять блюз сложнее. Начинать в любом жанре трудно: ты развиваешься, оттачиваешь мастерство и пробуешь разные стили. Сложно играть в том жанре, который не близок душе. В конце концов, важна искренность в музыке и убедительность.

Первый раз я услышал губную гармонику на концерте Пера Джо в 2004 году

– Губная гармоника, бесспорно, придает звучанию особый колорит. Вы согласны с тем, что она олицетворяет свободомыслие в творчестве?

– Губная гармоника, миссисипский саксофон – это и есть блюз. Афроамериканцы – лучшие губные гармонисты (харперы) создали свой способ игры на немецком инструменте. Литтл Уолтер, Сонни «Бой» Уильямсон, Сонни Терри – лучшие для меня из популярных родоначальников. Гармошка не олицетворяет свободомыслие, как таковое, но для меня она отделена от остальных музыкальных инструментов. Свободомыслие в творчестве заключается в самом понимании, как играть. Процесс.

– Объединяет ли тексты ваших авторских песен одна тема?

– Не могу похвастаться тем, что пишу песни с самого детства. В какой-то момент появились стихи и мелодия песни «Серое небо» – я ехал за рулем в плохую погоду, и в голове родилась песня, я ее записал на диктофон, и тем же вечером мы ее уже играли с группой. Я побывал в разных уголках нашей планеты, и, конечно же, не смог не обратить внимание на все несовершенства этого мира. Это оставляет отпечаток, когда видишь картину в целом, и большинство моих песен написаны под влиянием этих переживаний. Как раз на моем мастер-классе в Петербурге 21 апреля я расскажу, как научиться понимать музыку и какое влияние это умение может оказать на написание собственных композиций.

Alex Soloviev Харпер Алекс Соловьев– Вы первый электрический исполнитель на губной гармонике в России. В чем особенность вашего стиля игры?

– Я заметил, что не всем понятно, что значит «электрический харпер». Гармошка звучит через ламповый гитарный усилитель с помощью специального микрофона, и звук становится чуть хрустящим, перегруженным, но при этом очень объемным. Однажды услышав такой звук, мне стало еще интереснее заниматься харпом: открылась новая сторона игры на губной гармонике, с ее красотой и силой звука. Когда я играю настоящий чикагский блюз или вест-кост, я всегда выбираю подходящий ламповый усилитель. Я много времени посвятил изучению и пониманию тонкостей их звучания.

– Есть ли мастера губной гармоники, на которых вы равняетесь? Близка ли лично вам чья-нибудь техника?

– Первый раз я услышал губную гармонику на концерте Пера Джо (Pera Joe) в 2004 году, и с того момента он стал для меня вдохновителем. Наше общение с ним и его мастерство мотивировало меня так сильно, что я занимался по 5 часов в день и добился хороших результатов. Я уже долго на сцене и за это время общался со своими кумирами, подыгрывал лучшим блюзменам, и каждый давал советы, помогал формировать свой собственный стиль и манеру игры. Я могу долго перечислять своих музыкантов-фаворитов, но чтобы услышать любимый звук и интересные мысли, я бы посоветовал из чикагского блюза Литтла Уолтера и Сонни «Бой» Уильямсона, а из вест-коста Уильяма Кларка.

Большинство моих песен написаны под влиянием переживаний о несовершенствах мира

– Что вы слушаете, когда не сочиняете сами?

– Я меломан. Очень люблю хип-хоп, особенно инструментальный. Всегда с интересом слушаю новые американские и европейские группы. Но всему я предпочитаю тишину.

– На концерте 20 апреля в Петербурге вам будут аккомпанировать ребята из «Евгений Ламба Бэнд».

– Евгений Ламба – мой друг, и это очень важно для совместных проектов. Лично я считаю его лучшим блюзовым гитаристом в России. Выступая с ним, я испытываю особое, ни с чем несравнимое чувство грува. Он знает, как это работает. Ярослав Писарев и Кирилл Поляков из постоянного состава Жени, отличные ребята и мои друзья. Они знают «как должна звучать музыка» – на мой взгляд, это важнейшие показатели успешной совместной работы. Когда я давал концерты с ними, у меня ни разу не возникало мысли, что это не мой бэнд – они всегда помогают создать музыку, которая звучит внутри. У нас было много общих концертов и точно будут еще!

Alex Soloviev & friends концерт и мастер-класс в Петербурге

– Когда вы начали осваивать игру на губной гармонике? Расскажите о вашем профессиональном опыте в России и за рубежом.

– За 12 лет в музыкальной сфере я выступал на многочисленных площадках как в России, так и за рубежом, получил опыт на профессиональном уровне в качестве музыканта и композитора. Мой голос для меня как музыкальный инструмент, который я постоянно развиваю наравне с игрой на гармошке. За это я благодарен удивительному человеку, Андрею Леонтьеву, который услышал мой редкий тембр, баритональный бас, и научил управлять им. Встречу с Андреем Леонтьевым, моим музыкальным режиссером, я считаю эпохальной. А знакомство с моим кумиром Куинси Джонсом, которое состоялось, когда я работал на самом известном джазовом фестивале Montreux, очень важная для меня  и даже немного мистическая история… И, конечно же, не могу не написать о нашей дружбе с Байгали Серкебаевым, создателем Emporio Music Fest, замечательным человеком с доброй и открытой душой.

Беседовала Виктория Мэлл