Morozov-Kaunova-circleИлья Морозов и Виктория Каунова – молодые музыканты российской джазовой сцены, но уже признаны одними из лучших исполнителей нового поколения. Они руководят собственным ансамблем и принимают участие во многих джазовых проектах, записывают пластинки с именитыми российскими и зарубежными мастерами импровизации. В интервью JazzPeople ребята рассказали о своем старте на отечественной джазовой арене, а затем и европейской, и о том, что помогает им справляться с жизненными и порой творческими преградами.

– Расскажите о вашем авторском ансамбле Jazz Sextet.

– Этот проект планировался нами на протяжении нескольких лет, но в силу жизненных обстоятельств мы реализовали его только 2 года назад. За это время мы успели сделать 3 разноплановых джазовых программы, выступить на лучших Международных джазовых фестивалях России «Джазовая провинция» и GG JAZZ. А также мы неоднократно представляли наш проект на фестивалях Анатолия Кролла. В рамках нашего проекта мы сотрудничали с такими великими музыкантами, как Игорь Бутман, Алекс Сипягин, Уилл Винсон.

Мы думали о том, чтобы это был уникальный инструментальный состав с вокалом. На протяжении многих лет у нас уже был большой опыт выступлений в различных составах от квартета до биг-бэнда. Обобщив наш концертный опыт мы остановились именно на таком составе с вокалом, который нечасто встречается в мире: вокал, альт-саксофон, труба, тенор-саксофон, рояль, контрабас, ударные.

В процессе написания нового материала мы экспериментируем со звучанием духовой секции, добавляем флейту или сопрано-саксофон, а также некоторые инструменты перкуссии.

Спустя 1 год существования нашего проекта мы записали наш дебютный альбом под названием The First! с одним из лучших джазовых трубачей мира – Алексом Сипягиным. А в настоящее время мы готовим беспрецедентную программу, которая придется по душе каждому слушателю без исключения.

В августе 2016 года Илья Морозов и Виктория Каунова презентовали свой дебютный альбом The First!

– Кто принимал участие в записи, как проходила работа? И что значит для вас такой успешный старт?

– Альбом был записан в январе 2016 года на IM Studio. Вместе с нами в записи также принимали участие наши любимые и самые лучшие музыканты России: Евгений Лебедев (рояль), Дарья Чернакова (контрабас), Александр Кульков (ударные), Азат Баязитов (тенор-саксофон) и, конечно, же наш специальный гость Алекс Сипягин (труба, флюгельгорн). На студии нам помогали наши друзья звукорежиссеры – профессионалы своего дела Николай Лукьянов и Евгений Поцикайлик. Над сведением и мастерингом альбома работал один из лучших звукорежиссеров мира – Дэвид Дарлингтон.

А еще для нас было особенно важно запечатлеть сам творческий процесс на студии, и с этим блестяще справился наш друг и потрясающий фотограф Дмитрий Семенушкин. Из его фотографий состоит наш официальный тизер альбома The First!

Альбом получился уникальным не только с точки зрения музыкальной, но и с художественной стороны, так как дизайном обложки и диска мы занимались сами.

Презентация альбома проходила при участии трех специальных гостей – Народного артиста России Игоря Бутмана, Алекса Сипягина и Уилла Винсона. Хотим обратить внимание, что Уилл больше известен как альт-саксофонист, но вместе с тем он часто играет на тенор-саксофоне в составе оркестра Чарльза Мингуса.

Узнав о том, что Уилл проявил большой интерес к нашему творчеству и был бы рад выступить с нами во время своего первого приезда в Россию, мы пригласили его принять участие в концерте-презентации нашего альбома. Специально для Уилла Винсона «Ателье Гончарова» предоставили прекрасный инструмент – полностью позолоченный тенор-саксофон.

– Вы также записывались на альбоме XMAS Jazz Esse Club и «Зимняя сказка Игоря Бутмана». Расскажите об этом опыте. И есть ли у вас раздельные проекты?

– Для альбома XMAS Jazz Esse Club мы записали нашим проектом одну из известнейших рождественских композиций Let It Snow! (Jule Styne) в нашей оригинальной аранжировке. В ней мы постарались передать весь колорит Рождества и обозначить присутствие оленьей упряжки Санта-Клауса духовым и рождественскими бубенцами. Что касается экспериментов, о которых мы говорили ранее, то в некоторых моментах данной аранжировки вы можете услышать обращение к классике рока.

«Зимняя сказка Игоря Бутмана» – это совсем другой, не менее интересный проект со своей концепцией, идея которой была в том, чтобы придать новое звучание всеми любимым новогодним композициям. Композициям, которые мы слышим с детства – в альбом вошли зарубежные и русские песни.

В записи альбома принимал участие оркестр Игоря Бутмана, а над аранжировками работали Николай Левиновский и Павел Овчинников.

На наш взгляд, это прекрасные атмосферные новогодние альбомы, которые приятно послушать самим и преподнести близким в качестве подарка. Мы благодарны джаз-клубу «Эссе» и Игорю Бутману за приглашение принять участие в таких интересных проектах.

Что касается личных проектов, конечно, у нас они есть. Мы также часто выступаем как специальные гости, но главным приоритетом, на сегодняшний день, является наш ансамбль.

Весь процесс обучения, где бы то ни было – это информация для размышления и практического применения в зависимости от общей культуры музыканта, наличия музыкального вкуса и общей музыкальной эрудиции.

– Виктория, Илья, вы являетесь парой не только на сцене, но и за ее пределами. Поделитесь, личная жизнь накладывает свой отпечаток на совместную работу, творчество? И как именно?

– Наша жизнь и работа уже давно неотделимы. Мы мотивируем и поддерживаем друг друга в профессиональном плане, постоянно аккумулируем новые идеи и делимся свежими музыкальными впечатлениями. Наша совместная деятельность помогает нам справляться с возникающими жизненными трудностями.

– Случались ли в вашей практике такие ситуации, в которых вы быстро сориентировались и решили проблему?

Илья: Совсем недавно прямо перед концертом я помогал Вике застегнуть концертное платье и случайно вырвал замок. Это была довольно неожиданная ситуация, ведь выходить на сцену нужно было уже через 15 минут, и никто не предполагал такого сценария. К счастью, у нашего пианиста в сумке оказалась катушка ниток с иголкой, и я зашил платье прямо на Вике.

Илья Морозов и Виктория Каунова: «Вместе на сцене и в жизни!» | JazzPeople
– Как вы считаете, построить карьеру выдающегося джазового музыканта на базе российского образования возможно? Или зарубежный опыт тоже необходим?

– Весь процесс обучения, где бы то ни было – это информация для размышления и практического применения в зависимости от общей культуры музыканта, наличия музыкального вкуса и общей музыкальной эрудиции. Таким качествам невозможно научить. Максимум, что можно сделать – это привить любовь к хорошему искусству.

Для того чтобы построить карьеру джазового музыканта, недостаточно одного только образования в независимости от того, где оно было получено. Большую роль также играет профессиональное окружение, единомышленники и личное стремление к самосовершенствованию. Чем талантливее музыкант, тем больше он должен заниматься, чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал.

В наше время мы имеем возможность следить за творчеством любых музыкантов, общаться с ними лично посредством социальных сетей и электронной почты, со многими из них можно заниматься удаленно. Доступно много информации – величайшие джазовые альбомы, концертные записи, нотная литература, учебные пособия с аудио- и видеопримерами для индивидуальных занятий и даже приложения для телефонов, помогающие изучению сложного материала.

Беседовала Виктория Мэлл

Фото обложки CD: Анна Кладова
Фото с концерта: Дмитрий Семенушкин