Когда слышится слово «джаз», в голове многих людей возникают представления о сложных музыкальных фигурах, ярких инструментальных соло и оборотах. Эта музыка вдохновляет представителей различных творческих профессий. Особенно необычно воплощают свое понимание джаза на холсте художники-абстракционисты. Среди числа таких работ джаз-картины «Джаз-бэнд» Реймонда Моретти и «Буги-вуги на Бродвее» Пита Мондриана.

Пит Мондриан – «Буги-вуги на Бродвее»

Пит Мондриан (Piet Mondrian)
Однажды попав на Бродвей, Пит Мондриан влюбился Нью-Йорк навсегда

Родившийся в 1872 году нидерландский художник Пит Мондриан стал одним из основоположников абстракционизма. Наряду с Василием Кандинским и Каземиром Малевичем он создал абсолютно новое направление в живописи, которое быстро распространилось в СССР и за рубежом.

Творческая философия Мондриана была неоднозначной. С одной стороны, он призывал к «денатурализации» изобразительного искусства, то есть отходу от передачи естественных форм, – это было смело и необычно для живописи тех лет. С другой, художник стремился вырваться за границы уже известных способов изображения и лелеял идею о революции в искусстве.

Многие из произведений Мондриана представляют собой «коктейль» строго упорядоченных геометрических линий, с обилием красочных акцентов. Живописец упорно ищет собтсвенную манеру подачи, экспериментируя с линиями и цветопередачей. На его искусство повлияли в свое время и места его проживания. Начиная с 1911 года Пит жил и работал в Париже, затем в 1938-м переехал в Великобританию, и наконец, в 1940 году эмигрировал в США.

Пит Мондриан (Piet Mondrian) в своей художественной мастерской
Художник Пит Мондриан в своей мастерской

Именно в Америке Мондриан вдохновился музыкой и стал отражать это в своих произведениях. Несмотря на то, что всего через 4 года после переезда Мондриан скончался, этот период его творческой деятельности ознаменовался свежим взглядом на собственное искусство.

Пит Мондриан - картина «Буги-вуги на Бродвее» | Piet Mondrian - Broadway Boogie Woogie
Знаменитая картина Пита Мондриана «Буги-вуги на Бродвее»

В Нью-Йорке он создал одну из своих самых известных работ – картину «Буги-вуги на Бродвее». Художник полюбил этот город сразу же, его энергетику и масштабность, что ощутимо в любой работе Пита тех лет. Настроение джаз-картины «Буги-вуги на Бродвее» выражено с помощью целой системы сочетания геометрических линий, форм и размеров. Она стала воплощением знаменитейшего квартала «Большого яблока».

Пит Мондриан (Piet Mondrian)
Пит Мондриан считается мастером создания полотен в духе абстракционизма

Горячо любимую художником музыку буги-вуги, которая невидимым присутствием заполнила все полотно, можно прочувствовать благодаря сочетанию всего лишь 3-х базовых цветов. Картина стала настоящим прорывом не только в творчестве художника, но и в мировой истории искусств.

Благодаря драйву и зажигательным ритмам музыки Нью-Йорка на свет появилась принципиально новая концепция в живописи. В дальнейшем узнаваемый стиль Мондриана стал использоваться в моде, архитектуре, дизайне, а также вдохновлять его последователей.

Британский искусствовед Фред Геттингс описывает мастерские Мондриана следующим образом:

«Начиная с самой первой мастерской на улице дю-Депар в Париже, позже в Голландии и в Нью-Йорке на 59-й восточной улице, внутреннее убранство до мелочей повторяло те строгие прямоугольники, которые преобладают в его картинах и которые сделали его знаменитым».

Реймонд Моретти – «Джаз»

Художник Реймонд Моретти (Raymond Moretti)
Реймонд Моретти отличался удивительным художественным вкусом

Художник итальянского происхождения родился в Ницце 23 июля 1931 года, после того, как его родители покинули Италию из-за фашистского строя в родной стране. Значительное влияние на становление Моретти как живописца оказало творчество Пабло Пикассо. От начала своей карьеры и на всем ее протяжении Моретти вдохновлялся Пикассо, более того, был лично знаком с ним и несколько раз работал вместе.

С юности Реймонда привлекала безграничная возможность выражения своих эмоций и ощущений с помощью холста и красок. Моретти также известен как талантливый скульптор. Например, одна из его серьезных работ – статуя «Монстр» в деловом районе Парижа «Ла Дефанс».

Реймонд Моретти обладал превосходным вкусом не только в плане искусства, но и в музыкальных предпочтениях. Он был неравнодушен к джазу, причем так сильно, что создал целую серию литографий с одноименным названием.

Cтатуя «Монстр» Реймонда Моретти в Париже
Cтатуя «Монстр» Реймонда Моретти в Париже

Литографии собраны в уникальном фолианте, имеющем форму рояля. Все иллюстрации, входящие в эту коллекцию выделяются сочными, даже «кричащими» цветами, определяющими настроение произведений.

Фолиант с джазовыми литографиями имеет форму рояля
Фолиант с джазовыми литографиями имеет форму рояля

Очень фактурно художник нарисовал джаз-картины с изображением музыкантов: «Солисты», «Контрабасисты» и «Джаз-бэнд». Последняя из них производит впечатление рассыпавшегося конфетти и вспышек салюта, в окружении которых творят свою музыку джазмены.

Louis Armstrong
Луи Армстронг в литографии Раймонда Моретти

Моретти отдавал дань мастерству джазовых исполнителей и в портретах. Особое внимание привлекает иллюстрация «Луи Армстронг» – черно-белая литография, на которой знаменитый трубач изображен в профиль, а черты его лица соединены со львиными. Таким образом автор указывает свое почтение гению джаза, относя его к главнейшему лицу этой музыки, как льва – царя зверей.

Помимо этого, Моретти занимался оформлением обложек альбомов многих великих джазовых музыкантов, в числе которых: Стэн Гетц, Оскар Питерсон, Джимми Смит, Элла Фицджеральд.

Анри Матисс – серия «Джаз»

В список известных джаз-картин европейских художников также следует включить джазовые серии Анри Матисса – художника-фовиста (от франц. fauve – «дикий») и мастера передачи эмоций через цвет и форму.

Анри Матисс Джазовые серии Ковбой JazzPeople
По одной из версий, сильное влияние на джазовые серии Анри Матисса оказала танцовщица Жозефина Бейкер, известная своими эпатажными шоу

Взглянув на некоторые из аппликаций – именно такой стиль изображения выбрал Матисс для этой художественной коллекции – зритель может предположить, что посвящены они не музыке, а акробатической теме, и резонно задаться вопросом: что слушал художник, когда создавал серию?

Джазовые серии Анри Матисса JazzPeople
Для воплощения своей серии «Джаз» Анри Матисс выбрал формат аппликаций

На этапе задумки проект носил название «Цирк» – многие работы, посвященные этой теме, и могут сбить с толку зрителя. Но в конце длительного творческого процесса Анри изменил название на «Джаз».

Более детальную информацию о культовой серии джазовых аппликаций Анри Матисса предлагаем вам почитать в полной статье.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here