Лидер самого зажигательного бэнда из Петербурга Sweet Hot Jazz Band, который согревает слушателей танцевальными ритмами и жаркими текстами, Вова Чё Морале рассказывает, как записывался альбом Jazzman, почему пластинка англоязычная, удались ли вокальные и инструментальные партии и чего ждать поклонникам от нового релиза Jazzman.

– Вова, на новой пластинке звучат преимущественно англоязычные песни. Как давно появилась идея записать альбом на иностранном языке? Расскажи подробнее, пожалуйста.

– Песни на английском языке я пишу довольно давно. Это вообще очень интересная идея, сделать что-то в иной реальности, которой является любой язык, кроме родного. По крайней мере для меня, как для человека, погружённого в русский язык очень глубоко. 

Как записывался альбом Jazzman? - Интервью Вовы Чё Морале изданию JazzPeople

Первый раз я почувствовал такое желание лет 15 назад. И сразу начал экспериментировать. Тогда у меня ничего не вышло, потому что с языком надо иметь определённые взаимоотношения. И, несмотря на то, что английский язык я изучал в школе, ничем похожим на близость с ним, я похвастать не мог. Просто отдельные слова, текстовые обороты, подхваченные из песен других авторов. В общем, провалилась идея. Но плохой опыт остался. 

Однако плохой опыт – это всегда хорошо, если подойти к делу с умом. Лет десять я даже не пытался создавать ничего на английском, но потом опять вернулся к этой идее, и решил попробовать снова. Получилось неплохо, на мой взгляд. Благодаря тому, что я учёл ошибки прошлого и накопил большую рабочую языковую базу? rоторая и лежит в основе моих текстов на английском языке. 

Есть попытки поработать с другими языками, но они слишком чужие для меня. 

Рекомендуем: Рецензия на альбом «Люблю» группы «Чё Морале»

– На чем построена основная концепция альбома?
Как записывался альбом Jazzman? - Интервью Вовы Чё Морале изданию JazzPeople

– Основная концепция альбома построена на моём видении джазовой музыки, совмещённой с видением музыкантов, играющих вместе со мной. Могу привести в пример своё жизненное кредо: Живи в настоящем, помни о прошлом, будь будущим. Все эти элементы, так или иначе, присутствует в нашем новом релизе, внутри музыки, в текстах и соло. 

– Что, на твой взгляд, было самым трудным в работе над новой пластинкой, а что напротив, удавалось с легкостью? 

– Самым трудным было решиться на написание этих песен. Преодолеть «джазовый стереотип», ставший фундаментальной проблемой для всех авторов, пытающихся писать джаз в нашей стране. Одна часть музыкального  сообщества считает, что если и писать что-то, то только в определённых рамках, которые, якобы, двигают эту музыку вперёд. Другая часть уверена, что вся стоящая музыка была написана до сороковых годов двадцатого века, и поэтому писать ничего не стоит. 

В целом, если перестать оглядываться на других, то всё остальное пойдёт уже легче. Тем более, что все процессы записи, лично для меня являются удовольствием. В особенности, когда записываешь свою музыку. Это и кайф от музицирования, и новый опыт, и общение. Простота и сложность, соединяясь вместе, образуют тот самый процесс записи. 

Как записывался альбом Jazzman? - Интервью Вовы Чё Морале изданию JazzPeople
– В треках нового альбома слышно равное распределение инструментальных партий. Как вам с ребятами удалось воплотить такую музыкальную «демократию» и считаете ли вы, что это гармонизирует вашу музыку? 

– Ну, прям равного распределения конечно же нет, это бы убило любое движение внутри музыки. Но есть моё видение, кто именно должен играть соло вот в этом месте. Иногда это мнение меняется, и тогда я меняю то, что было. Перед тем, как записывать альбом, я просто выбрал один из множества вариантов, имеющихся в наличии. 

Демократии у нас нет, я злой и страшный серый волк. Я в музыкантах знаю толк. Шутка. 

Мне нравится доверять музыкантам определённые моменты аранжировки. Так в альбоме Jazzman все элементы духовой секции были разработаны нашим тромбонистом – Александром Козловым. Партия клавиш была отдана моему давнему товарищу пианисту – Денису Кириллову, который принимал участие в записи. Все соло – это собственные мысли музыкантов. Даже гармония композиций всегда проходит через их музыкальный фильтр. В каких-то случаях я соглашаюсь с мнением музыкантов, в каких-то нет, но шанс поучаствовать в создании музыки есть у каждого из участников коллектива. 

Как записывался альбом Jazzman? - Интервью Вовы Чё Морале изданию JazzPeople
– Что, по-твоему, получилось лучше всего в вокальной партии альбома? 

– Вокалист никогда не бывает доволен собой до конца. Мне нравится, что получилось осуществить мои идеи с вставками речитатива и пения зала. Лучше всего получилось записать вокал. Мне очень понравилось звучание микрофона, в который я пел. Попросил звукорежиссера поставить мне что-нибудь «теплое», и он, когда выставлял стойку, сомневался, не станет ли мне жарко. Именно в такой микрофон и должен писаться джазовый вокалист, который любит и по-тише спеть, и надавить на связки. 

Самое главное в любом релизе, чтобы получилось всё. Что-то вышло лучше, а что-то хуже, пускай думает слушатель. Надеюсь, ему понравится то, что я извлёк из себя. Я старался. 

Рекомендуем: 5 фактов о Вове Чё Морале в день рождения музыканта

– В чем главное отличие этой пластинки от предыдущих? 

– Для меня самое главное в этой пластинке – то, что я автор этой музыки и текстов. Современной джазовой музыки, отражающей принципы, придуманные ещё в самом начале становления этого жанра. Всё, что я записывал до этого в рамках джазовых альбомов, было создано другими людьми. Великими музыкантами, безусловно. Но когда в твоей голове звучит собственная музыка, ты обязан идти путём её реализации. С джазом у меня долго не получалось, исходя из того самого «джазового стереотипа». И как только я его преодолел, всё встало на свои места. И вот я уже гляжу на обложку диска с музыкой моего сочинения. 

Как записывался альбом Jazzman? - Интервью Вовы Чё Морале изданию JazzPeople
– Многие музыканты, сочиняя новые песни, представляют в своей голове что-то вроде клипа, который помогает развивать сюжетную линию композиции, а иногда и целого альбома. Было ли у тебя такое, и/или что ты представлял, когда сочинял текст и музыку к новой пластинке? 

– Я ничего такого себе не представляю. Видимо потому, что я не визуал. В большинстве случаев я пишу текст, в котором уже есть музыка. То есть сюжетная линия композиции развивается именно через текст. Правда с джазом всё несколько сложнее, и отталкиваюсь я от музыки, сочиняя изначально её. Но в качестве проявителя всё равно использую модульный текст. Иногда с понятными словами, иногда со слогами, элементами вокальной импровизации. 

Исключением являлась песня JazzMan. Она родилась как воображаемый диалог с музыкантом из моего сна. Как сейчас помню, я открыл глаза, и вспомнил сон про некоего джазмена, который только что увидел. Схватил ручку, бумажку и записал припев. Через полчаса были готовы куплеты. 

Рекомендуем: Вова Чё Морале: «Люблю экспериментировать с музыкой»