Джанго Рейнхардт родился 23 января 1910 года в Бельгии (Шарлеруа) в таборе цыган. Всемирную известность он получил как выдающийся европейский джазовый гитарист и основоположник стиля «джаз-мануш» (франц. manouches – так именовали с севера или Бельгии).

Детство

С детства Джанго привлекали струнные инструменты: сначала скрипка, потом банджо – до эпохи гитар это был главный аккомпанирующий инструмент, часто в дуэте с аккордеоном. В 9 лет Джанго уже был виртуозом шестиструнного банджо. Даже аккордеонист Фредо Гардони, говорил именно об этом его умении, хотя в том возрасте будущая легенда пока только удивительно ловко вырезал из дерева миниатюрные фигурки.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)
Джанго Рейнхардт в детстве

Талант юного Джанго нередко называли божьим даром. Рассказывали, что он однажды на слух воспроизвел 17 мелодий, которые слышал впервые.

Проблемы со здоровьем

Когда музыканту исполнилось 18 лет, произошло то, что должно было поставить крест на Рейнхардте как на музыканте. 2 ноября 1928 года Джанго, вернувшись домой, случайно опрокинул подсвечник на искусственные цветы, которые делала его жена на продажу. Все вспыхнуло в считаные минуты. Джанго удалось остаться в живых, но сильно была изувечена левая рука, на которой теперь двигались только 2 пальца.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)
Джанго Рейнхардт в молодости

Больше года музыкант был вынужден провести в постели. Но принесенная однажды младшим братом гитара помогла пережить тяжелый этап восстановления. С помощью болезненных упражнений Джанго Рейнхардт заново осваивал инструмент и смог не только победить свою травму, но и разработать уникальную технику игры. Она заключалась в том, что гитарист играл в основном двумя пальцами и при этом неординарно задействовал искалеченные – мизинец предназначался для струны Ми, безымянный для Си.

В будущем эта история преодоления помогла британскому гитаристу Тони Айомми, который, потеряв подушечки на среднем и безымянном пальцах, решил покончить с музыкой, но, послушав записи Рейнхардта, вдохновился на продолжение музыкальной карьеры.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)
Джанго Рейнхардт изобрел «двухпальцевую технику игры» на гитаре

Сам основатель цыганского джаза Джанго Рейнхардт любил говорить, что джаз привлекал его совершенством формы и инструментальной точностью, которая была присуща классической музыке и не присутствовала в фольклорной.

О мастерстве и даре импровизации Рейнхардта ходили легенды. Встретив однажды Андреса Сеговия, гитарист сыграл джазовую мелодию. Когда она закончилась, заинтересованный коллега попросил ее ноты. Джанго, улыбаясь, был вынужден разочаровать мастера классической гитары, сказав, что он просто импровизировал.

Джанго Рейнхардт – заслуженная слава

В 1930-е годах Джанго Рейнхардт был на вершине славы и в потоке расцвета европейского джаза. Он знакомится с Жаном Саблоном – французским певцом и актером, одним из первых исполнителей свинга на французском языке, который в то время искал новые музыкальные решения. Именно Саблон приглашал его как аккомпаниатора на популярные парижские площадки того времени.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)
Джанго Рейнхардт был любимцем парижской публики

Так и произошла эпохальная встреча Джанго Рейнхардта и Стефана Граппелли. Вместе они стали самым знаковым скрипично-гитарным дуэтом своего времени. Позже они создали нашумевший Quintette du Hot Club de France.

Вплоть до самого начала военных действий их работа была очень плодотворна: записи на студиях; популярные джем-сейшны в клубах; незабываемые концерты в Плейель, Гаво, ABC, гастрольные туры по Европе и Скандинавии. К 1939 году Джанго Рейнхардт был на пике своей карьеры. Ее апофеозом стало выступление вместе с кумиром Дюком Эллингтоном.

Джанго Рейнхардт и Дюк Эллингтон (Django Reinhardt & Duke Ellington)
Джанго Рейнхардт и Дюк Эллингтон

Культурная деятельность

Помимо музыкальных заслуг, нужно отдать должное артисту за его подвиг культурной адаптации: Джанго с его воспитанием уровня цыганского табора легко давалось налаживание связей и знакомств среди парижской богемы. Он, не имея образования, смог стать своим среди интеллектуалов-авангардистов, композиторов и поэтов.

Почти все поддерживали Рейнхардта на протяжении его карьеры. Безусловно, он привлекал к себе внимание нестандартным поведением, но умудрялся оставаться в желанном окружении, не изменяя себе.

Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли (Django Reinhardt & Stephan Grappelli)
Джанго Рейнхардт и Стефан Граппелли

Известен случай, рассказанный Стефаном Граппелли, как тот пытался, не задевая чувств лучшего друга, объяснить ему, что сочетание черного вечернего костюма и красных носков не самое удачное. На что Джанго упорно отвечал, что два этих цвета прекрасно сочетаются вместе, поэтому так он и оделся.

Военные годы

В ходе успешных гастролей по Великобритании пришло известие о начале всеобщей мобилизации. Джанго исчез, забыв о группе, багаже и даже гитаре. Однако скоро объявился в Париже, собрав новый квинтет, в создании которого вдохновлялся подходом Бенни Гудмена. Их появление пришлось как нельзя кстати в оккупированном нацистами Париже. Публика желала развлечений и удовольствия, и свинг удовлетворял эти потребности. Джаз быстро из музыки для ограниченного круга стал всеобщим увлечением.

Рейнхрадт вдохновлялся творчество Бенни Гудмена

Возможно, таким образом еще выражался протест против правил устанавливаемых оккупантами, которые считали джаз недостойной музыкой в силу ее низкого происхождения (хотя ее поклонников среди представителей третьего рейха было предостаточно).

То, как приняла публика выступление нового бэнда Nouveau Quintette du Hot Club de France в кинотеатре «Нормандин», подтверждает оглушительный успех. После него все лучшие площадки, в том числе Олимпия и Мулен Руж, буквально дрались за право предоставить музыкантам возможность играть у них. Сам Джанго Рейнхардт стал писать еще и аранжировки.

Nouveau Quintette du Hot Club de France
Nouveau Quintette du Hot Club de France

Несмотря на триумф, тяжелая атмосфера военного времени начала постепенно оказывать воздействие. Рейнхардту не угрожали арестами, не надо было идти на компромисс с оккупационными властями для того, чтобы заниматься любимым делом, но положение вещей его устраивало все меньше.

Его чаще подвергают критике, а нацисты сильнее настаивают на выступлении в Германии. Исходя из этих обстоятельств музыкант решает покинуть Париж. Он попросил о помощи Швейцарию, но та отказала, некоторое время странствовал по Франции, а по возвращении в Париж основал клуб La Roulotte.

Клуб La Roulotte
Клуб La Roulotte

Завершающий виток славы Рейнхардта начался летом 1944-го, когда он стал сотрудничать с оркестром союзнических войск, с которым познакомился на Лазурном берегу. И снова Джанго в гуще музыкальной жизни: выступление в честь военных на концерте в зале Олимпия вместе с Фредом Астером, студийная работа с музыкантами оркестра легендарного Гленна Миллера в декабре 1945-го. Кульминацией был концерт с авиационным оркестром в концертном зале Плейель.

Послевоенная жизнь

Начиная с 1946 года, мирная послевоенная жизнь внесла свои коррективы: бурность музыкальной деятельности начала угасать, радость освобождения прошла, а эпоха свинга плавно уступала место бибопу.

Клуб La Roulotte закрылся. По просьбе BBC, Джанго Рейнхардт отправился в Лондон, где вместе со старым другом Стефаном Граппелли принял участие в рекорд-сессии Квинтета, некогда созданного ими обоими. Состав его был восстановлен, а новая встреча двух друзей-музыкантов подтвердила их духовное родство, словно не было этих лет порознь, лишь улучшилось мастерство обоих джазовых исполнителей.

В конце 1946-го состоялись долгожданные гастроли по Соединенным Штатам. Это Дюк Эллингтон постарался осуществить задуманное еще 7 лет назад, когда познакомился с Рейнхардтом. Так Джанго появился на родине любимой музыки, где дал несколько концертов с оркестром Эллингтона.

И хотя его непревзойденный «двухпальцевый стиль» произвел должное впечатление, публика была не так восторженна и открыта, как раньше, в моду уже входили электрогитары. Поэтому в феврале 1947-го, возвращаясь в Европу, музыкант отзывался о Штатах как о стране, «где гитары звучат как кастрюли».

Последние годы жизни Джанго Рейнхардта

По возвращении домой предложения о работе не отличаются прежней настойчивостью, но музыканта это как будто не особенно расстраивает. Он находит себя в новом виде искусства – живописи.

Просьба не говорить о музыке, так как сейчас он занимается живописью, становится стандартным вежливым отказом на предложения о работе. И хотя он сделал пару исключений ради гастролей по Бельгии и небольшого тура по Германии, но все же ощущает, что его музыка для аудитории уже находится в глубокой тени новых направлений, бибопа в частности.

Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt)

Незадолго до смерти музыкант переезжает с семьей из Парижа в тихий городок Самуа на Сене, где в последствии будут проводиться музыкальные фестивали в честь Джанго Рейнхардта. Там, по воспоминаниям сына Бабика, музыкант вел уединенную жизнь, переосмысливая свое творчество и слушая много музыки других композиторов: от классики до бибопа.

Лучшие джазовые гитаристы (Best Jazz Guitarists)
Лучшие джазовые гитаристы мира

Джанго Рейнхардт умер 16 мая 1953 года в результате сердечного приступа. За свои недолгие 43 года, по словам его друга Стефана Граппелли, он изменил не только стиль игры на гитаре, но и сам джаз.

Личность гитариста стала прототипом героя Шона Пенна в творении Вуди Аллена «Сладкий и гадкий». В 2017 году биографический фильм «Джанго», снятый во Франции, стал лауреатом Берлинале. Его бессмертная музыка звучит во многих фильмах («Авиатор», «Матрица», «Шоколад»), снятых спустя много лет после его ухода.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here