Двухдневный мастер-класс Алины Ростоцкой, посвященный джазовой импровизации, прошел в школе «Сигнон» на Artplay 26 и 27 сентября.
Удивительно, как много людей хотят научиться импровизировать. Алина Ростоцкая, одна из самых обаятельных и востребованных представительниц независимой сцены в России, провела двухдневный интенсив именно для них.
Импровизация – это не просто варьирование темы или свободное плавание в заданных музыкальных обстоятельствах. Это нечто большее. Импровизировать – значит быть артистом, который способен транслировать слушателю свое текущее состояние, находиться в диалоге, постоянно привносить в выступление свежие нотки и не работать по шаблону. Музыка – часть жизни, а жизнь непостоянна.
Мастер-класс по импровизации Алины Ростоцкой
«Вы хотите научиться импровизировать. Но даете ли вы себе возможность быть спонтанными в жизни?», – Алина задает вопрос в зал.
Но в ответ – тишина. Музыканты даже с солидным бэкграундом приходят с одинаковым запросом: я хочу научиться импровизировать. Многие признаются, что просто боялись начать, что импровизация казалась чем-то недосягаемым.
Стиль и импровизация
«Посмотрите на эти фото, – Алина листает слайды, – чем отличается одежда этих людей?»
В первой подборке картинок – довольно лаконично, но ультра-актуально одетые, заснятые где-нибудь в золотом квадрате Милана люди. На втором слайде – вроде бы тоже неплохо, но более несуразно, с обилием акцентов, нарушенными пропорциями.
Проведя аналогию с модой, Алина объяснила, что в музыке работают те же законы. Не зная основ стиля, нельзя и грамотно импровизировать, быть органичным, чувствовать себя самим собой.
Когда человек не может провести уверенную черту между латиной и самбой, а кул, боп, дикси и свинг по незнанию смешивает в единый коктейль из заводных ритмов и «туба-дуба», нужно продолжать учиться. В освоении базы важна и поэтапность действий.
Как начать слушать джаз – советы начинающим
Осознанность и импровизация
«Это как с живописью. Мы не можем сразу начать писать маслом…», – использует еще одну метафору музыкант.
На мастер-классе участники практиковались в совершенно конкретной импровизации – осознанной. Импровизации, продуманной по стилю, смыслу и эмоциональному посылу. Лишние нагромождения здесь ни к чему – нам не надо никого удивлять. А вот раскрыть себя и рассказать о том, что волнует – желательно.
Для того, чтобы научиться выражать в своем соло конкретные идеи, можно, например, потренироваться в диалоге с партнером. Смоделировать ситуацию и рассказать своей подруге интересную историю, или же, наоборот, скептически отреагировать на ее завышенные ожидания. Сюжет может быть любой, главное, петь без слов.
Мастер-класс Алины Ростоцкой состоял из двух блоков: информационного и практического. После изучения особенностей разных околоджазовых стилей практически под прицелом лупы, каждый участник уже мог начать импровизировать. Голоса птенцов, стремящихся освоить азы непростого дела, начали пробиваться очень скоро, а неуверенные шажочки по тонкой корочке льда – становиться музыкой.
О школе «Сигнон»
Хорошему настроению способствовало уютное пространство. В школе «Сигнон» ученики могут не только музицировать с лучшими наставниками, но и пить кофе, общаться на мягких велюровых банкетках. Отсюда просто не хочется уходить. Когда два дня практики подошли к концу, участники мастер-класса сильно загрустили.
Основатель и директор школы Алексей Москалев пообещал, что мы прощаемся ненадолго. В ближайших планах – сделать еще один такой практический мастер-класс, но теперь – для тех, кто хочет повысить уровень. Уже точно известно, что в новом интенсиве особое внимание уделят джазовой гармонии и практике в маленьких группах.
Напоследок, Алина Ростоцкая исполнила проникновенную «Колыбельную Агафье» (дочке – прим.ред.). Правда, в этом зале точно были люди, которые считают Алину своей музыкальной мамой и наставником. Ведь она разрешает оставаться собой, развиваясь.
Текст Алисы Алексеевой
Центр исследования джаза в Ярославле