Американский джазовый саксофонист, скрипач, трубач и композитор Орнетт Коулман (Ornette Coleman) появился на свет 9 марта 1930 года в городе Форт-Уэрт в штате Техас. Коулман был одним из основоположников стиля free jazz, обладателем уникального звучания, опирающегося на блюзовую музыку – «плачущего саксофона».
Ранние годы
Орнетт Коулман обучался в первой городской школе для афроамериканцев (в период расовой сегрегации в США) Исаии Миллигана Террелла (IM Terrell High School), там же он играл в оркестре. Изначально основным инструментом музыканта был тенор-саксофон. Однажды, исполняя композицию The Washington Post, Коулман так увлекся, что начал импровизировать – за это был исключен из состава оркестра. Практически сразу после этого инцидента он стал выступать как ритм-н-блюзовый и бибоп музыкант вместе с другими студентами школы. Среди его партнеров по сцене числились джазовый альт-саксофонист и флейтист Уильям Лаша (известный как Prince Lasha), а также барабанщик Чарльз Маффет (Charles Moffett).
Пытаясь найти способ покинуть Форт-Уэрт, Коулман в 1949 году устраился на работу в шоу Сайласа Грина из Нового Орлеана (Silas Green from New Orleans), где исполнял ритм-н-блюзовые композиции. После шоу в Батон-Руж в штате Луизиана он был избит, а его саксофон сломан. Несмотря ни на что, столь неприятный случай привел Орнетта к выбору нового инструмента, которым стал альт-саксофон. По возвращении из Батон-Руж Коулман присоединился к группе в Пи Ви Крэйтона (Pee Wee Crayton) и отправился с ними в Лос-Анджелес.
Фрэнк Заппа: Великий провокатор
Нелегкие времена и финансовые трудности постигли музыканта в то время. Порой, чтобы прокормить себя и обеспечить жильем, приходилось занимать самые разные должности, например, быть оператором лифта, попутно находя новые возможности выступлений в городе.
Начало профессиональной карьеры Коулмана было во многом необычным. Его подход к гармонии и аккордам был менее жестким, чем у бибоп исполнителей, больше всего саксофониста интересовала мелодическая линия, которую он слышал, а не теоретические рамки структуры и гармонии. Коулман часто испытывал трудности в поиске единомышленников, тем не менее пианист Пол Блей (Paul Bley) стал сторонником его идей.
Многие музыканты Лос-Анджелеса считали его игру сырой с ярко выраженным вокализированным звуком.
Орнетт Коулман на пике карьеры
Начиная с 1958 года по 1997 Орнетт Коулман вел непрерывную творческую деятельность, выпуская по одному, а зачастую и по несколько альбомов практически каждый год. В 1958 году вышел дебютный альбом Something Else!!!!, записанный в сотрудничестве с трубачом Доном Черри (Don Cherry),
барабанщиком Билли Хиггинсом (Billy Higgins), басистом Доном Пэйном (Don Payne) и пианистом Уолтером Норрисом (Walter Norris). 1959 год был продуктивным для музыканта. Он подписал долгосрочный контракт на несколько альбомов звукозаписывающей компанией Atlantic Records.
Некоторые музыканты и критики видели в Орнетте Коулмане бунтаря; другие, в том числе Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и композитор Верджил Томсон (Virgil Thomson) считали его гением и новатором.
Получив большую известность, квартет Коулмана начал выступать в знаменитом Нью-йоркском джаз-клубе Five Spot. Такие заметные фигуры, как Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и Лайонел Гэмптон (Lionel Hampton) были впечатлены и предложили свою поддержку. Саксофонист стал популярным среди профессиональных музыкантов, но мнения о его игре разделялись. Трубач Майлс Дэвис заявил, что Коулман «испортил все внутри», хотя позже Дэвис отказался от этого комментария, став сторонником музыкальных инноваций Орнетта Коулмана.
«Это переломное событие в генезисе авангардного джаза», – так описал появление Коулмана критик Стив Хай (Steve Huey).
В 1960 году музыкант записал альбом Free Jazz: A Collective Improvisation, послуживший началом образования «фри-джаза». В начале 1970-х годов Орнетт распустил свой квартет и сформировал новое трио с Дэвидом Изенсоном (David Izenzon) на басу и Чарльзом Моффеттом (Charles Moffett) на барабанах.
За большой вклад в развитие авангардного джаза был введен в «Зал славы» джазового издания Down Beat в 1969 году. Музыкант много гастролировал и записывался с различными джазменами, среди которых были: Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Эрик Долфи (Eric Dolphy), Джерри Гарсия (Jerry Garcia), Альберт Эйлер (Albert Ayler), Джерри Аллен (Geri Allen) и другие.
В середине 1990-х годов Коулман вел особо бурную деятельность. Музыкант был награжден премией за «оригинальность и преданность своих творческих устремлений» Фонда Макартуров в 1994 году, выпустил четыре записи в 1995 и 1996 году.
Миллениум новых побед
2000-е годыбыли отмечены в карьере музыканта многочисленными премиями и наградами.
В 2001 году Орнетт Коулман был награжден международной «премией искусства императорской семьи Японии» от имени Ассоциации искусств Японии (Praemium Imperial). Получил признание за выдающийся вклад в области разработки, продвижения и прогресса в развитие джазовой музыки. Коулман был вторым и последним джазовым музыкантом, который получил Praemium Imperial, после Оскара Питерсона в 1999 году.
В 2004 году Коулман был удостоен «премии Дороти и Лиллиан Гиш» (The Dorothy and Lillian Gish Prize) – одной из самых престижных в области искусства.
2007 год принес ему «Пулитцеровскую Премию» в области музыки, где Коулман также стал вторым музыкантом в истории, получившим ее. 11 февраля того же года саксофонист получил премию «Грэмми» за пожизненные достижения в знак признания его наследия.
2009 годпринес Коулману «премию Майлса Дэвиса» и признание музыкантов «Международного фестиваля Джаз-де-Монреаль» (Festival International de Jazz de Montréal).
В 2010 году он был удостоен звания почетного профессора музыки университета Мичигана за его музыкальный вклад.
В 2014 году музыкант выпустил свой последний альбом New Vocabulary. Орнетт Коулман умер от сердечного приступа в возрасте 85 лет в Нью-Йорке 11 июня 2015 года.
Рекомендуем: Лучшие альбомы фри-джаза