Американский джазовый саксофонист, скрипач, трубач и композитор Орнетт Коулман (Ornette Coleman) появился на свет 9 марта 1930 года в городе Форт-Уэрт в штате Техас. Коулман был одним из основоположников стиля free jazz, обладателем уникального звучания, опирающегося на блюзовую музыку – «плачущего саксофона».

Ранние годы

Ornette Coleman 2 Орнетт Коулман
Орнетт Коулман не боялся импровизировать и стал одним из самых значимых фри-джазовых музыкантов

Орнетт Коулман обучался в первой городской школе для афроамериканцев (в период расовой сегрегации в США) Исаии Миллигана Террелла (IM Terrell High School), там же он играл в оркестре. Изначально основным инструментом музыканта был тенор-саксофон. Однажды, исполняя композицию The Washington Post, Коулман так увлекся, что начал импровизировать – за это был исключен из состава оркестра. Практически сразу после этого инцидента он стал выступать как ритм-н-блюзовый и бибоп музыкант вместе с другими студентами школы. Среди его партнеров по сцене числились джазовый альт-саксофонист и флейтист Уильям Лаша (известный как Prince Lasha), а также барабанщик Чарльз Маффет (Charles Moffett).

Пытаясь найти способ покинуть Форт-Уэрт, Коулман в 1949 году устраился на работу в шоу Сайласа Грина из Нового Орлеана (Silas Green from New Orleans), где исполнял ритм-н-блюзовые композиции. После шоу в Батон-Руж в штате Луизиана он был избит, а его саксофон сломан. Несмотря ни на что, столь неприятный случай привел Орнетта к выбору нового инструмента, которым стал альт-саксофон. По возвращении из Батон-Руж Коулман присоединился к группе в Пи Ви Крэйтона (Pee Wee Crayton) и отправился с ними в Лос-Анджелес.

Нелегкие времена и финансовые трудности постигли музыканта в то время. Порой, чтобы прокормить себя и обеспечить жильем, приходилось занимать самые разные должности, например, быть оператором лифта, попутно находя новые возможности выступлений в городе.

Начало профессиональной карьеры Коулмана было во многом необычным. Его подход к гармонии и аккордам был менее жестким, чем у бибоп исполнителей, больше всего саксофониста интересовала мелодическая линия, которую он слышал, а не теоретические рамки структуры и гармонии. Коулман часто испытывал трудности в поиске единомышленников, тем не менее пианист Пол Блей (Paul Bley) стал сторонником его идей.

Ornette Coleman Орнетт Коулман JazzPeople
Стиль Орнетта Коулмана значительно отличался от идей его современников

Многие музыканты Лос-Анджелеса считали его игру сырой с ярко выраженным вокализированным звуком.

Орнетт Коулман на пике карьеры

Начиная с 1958 года по 1997 Орнетт Коулман вел непрерывную творческую деятельность, выпуская по одному, а зачастую и по несколько альбомов практически каждый год. В 1958 году вышел дебютный альбом Something Else!!!!, записанный в сотрудничестве с трубачом Доном Черри (Don Cherry),

барабанщиком Билли Хиггинсом (Billy Higgins), басистом Доном Пэйном (Don Payne) и пианистом Уолтером Норрисом (Walter Norris). 1959 год был продуктивным для музыканта. Он подписал долгосрочный контракт на несколько альбомов звукозаписывающей компанией Atlantic Records.

Некоторые музыканты и критики видели в Орнетте Коулмане бунтаря; другие, в том числе Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и композитор Верджил Томсон (Virgil Thomson) считали его гением и новатором.

Ornette Coleman Орнетт Коулман 1 JazzPeople
Орнетт Коулмен был сторонником смелых экспериментов в джазе

Получив большую известность, квартет Коулмана начал выступать в знаменитом Нью-йоркском джаз-клубе Five Spot. Такие заметные фигуры, как Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) и Лайонел Гэмптон (Lionel Hampton) были впечатлены и предложили свою поддержку. Саксофонист стал популярным среди профессиональных музыкантов, но мнения о его игре разделялись. Трубач Майлс Дэвис заявил, что Коулман «испортил все внутри», хотя позже Дэвис отказался от этого комментария, став сторонником музыкальных инноваций Орнетта Коулмана.

«Это переломное событие в генезисе авангардного джаза», – так описал появление Коулмана критик Стив Хай (Steve Huey).

В 1960 году музыкант записал альбом Free Jazz: A Collective Improvisation, послуживший началом образования «фри-джаза». В начале 1970-х годов Орнетт распустил свой квартет и сформировал новое трио с Дэвидом Изенсоном (David Izenzon) на басу и Чарльзом Моффеттом (Charles Moffett) на барабанах.

За большой вклад в развитие авангардного джаза был введен в «Зал славы» джазового издания Down Beat в 1969 году. Музыкант много гастролировал и записывался с различными джазменами, среди которых были: Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Эрик Долфи (Eric Dolphy), Джерри Гарсия (Jerry Garcia), Альберт Эйлер (Albert Ayler), Джерри Аллен (Geri Allen) и другие.

Ornette Coleman Орнетт Коулман JazzPeople
Музыку Коулмана способен понять, пожалуй, лишь искушенный слушатель

В середине 1990-х годов Коулман вел особо бурную деятельность. Музыкант был награжден премией за «оригинальность и преданность своих творческих устремлений» Фонда Макартуров в 1994 году, выпустил четыре записи в 1995 и 1996 году.

Миллениум новых побед

2000-е годыбыли отмечены в карьере музыканта многочисленными премиями и наградами.

В 2001 году Орнетт Коулман был награжден международной «премией искусства императорской семьи Японии» от имени Ассоциации искусств Японии (Praemium Imperial). Получил признание за выдающийся вклад в области разработки, продвижения и прогресса в развитие джазовой музыки. Коулман был вторым и последним джазовым музыкантом, который получил Praemium Imperial, после Оскара Питерсона в 1999 году.

В 2004 году Коулман был удостоен «премии Дороти и Лиллиан Гиш» (The Dorothy and Lillian Gish Prize) – одной из самых престижных в области искусства.

Элла Фицджеральд Ella Fitzgerald JazzPeopleЭлла Фицджеральд:
первая леди джаза

2007 год принес ему «Пулитцеровскую Премию» в области музыки, где Коулман также стал вторым музыкантом в истории, получившим ее. 11 февраля того же года саксофонист получил премию «Грэмми» за пожизненные достижения в знак признания его наследия.

2009 годпринес Коулману «премию Майлса Дэвиса» и признание музыкантов «Международного фестиваля Джаз-де-Монреаль» (Festival International de Jazz de Montréal).

В 2010 году он был удостоен звания почетного профессора музыки университета Мичигана за его музыкальный вклад.

В 2014 году музыкант выпустил свой последний альбом New Vocabulary. Орнетт Коулман умер от сердечного приступа в возрасте 85 лет в Нью-Йорке 11 июня 2015 года.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К БЕСЕДЕ

Please enter your comment!
Please enter your name here