Эрик Долфи в Копенгагене Eric Dolphy

Эрик Долфи (Eric Dolphy) – американский джазовый музыкант, игравший на альт-саксофоне, бас-кларнете, флейте. Несмотря на то, что заслуги Долфи, известного мультиинструменталиста 1960-х годов были признаны не сразу, Эрик повлиял на мировую историю джаза, встав в один ряд с такими музыкантами, как Джон Колтрейн, Чарли Мингус, Орнетт Коулман, Майлс Дэвис и прочие.

Начало карьеры

Долфи родился в Лос-Анджелесе 20 июня 1928 года. Первый раз взяв в руки кларнет в 6 лет, он менее чем за месяц стал выступать в оркестре своей школы. Мальчик был настолько покорен музыкой, что большую часть свободного времени играл на инструментах, репетируя и проводя первые музыкальные эксперименты в своей игре. В то же время он освоил гобой, хотя никогда так и не сделал записей на этом инструменте. Во времена обучения в средней школе Долфи с удовольствием осваивал саксофон и флейту. Музыка Уоллера, Эллингтона и Хокинса привела Эрика к джазу. Видя большое стремление к музицированию и успехи Эрика, его отец построил небольшую музыкальную студию для него рядом с домом.Эрик Долфи Берлин Eric Dolphy

Несколько лет Эрик играл в местных биг-бэндах вместе с Джеральдом Уилсоном (Gerald Wilson) и Роем Портером (Roy Porter). Вскоре после этого, Долфи начал играть в квинтете Чико Гамильтона (Chico Hamilton), с которым он также гастролировал и получил более широкую известность. Завершив сотрудничество с Гамильтоном, Эрик переехал жить в Нью-Йорк, где начал усиленно работать над собственными проектами.

Эрик Долфи и другие джазмены

Эрик Долфи Eric DolphyТворческий путь инструменталиста был полон совместных записей с легендами джаза. С Чарли Мингусом (Charles Mingus) Долфи участвовал в записи его пластинки Pre-Bird, в частности, его игру можно услышать в композиции Bemoanable Lady. В дальнейшем он присоединился к коллективу басиста, в составе которого играли барабанщик Дэнни Ричмонд (John Richmond) и трубач Тед Карсон (Ted Curson).

Плодотворным оказалось и сотрудничество с легендарным саксофонистом Джоном Колтрейном (John Coltrane). Музыканты были знакомы еще в Лос-Анджелесе, за много лет до того, как начали играть вместе. Вдохновляясь работами друг друга, Эрик и Джон часто репетировали и выступали на джем-сейшнах вместе, и в итоге Колтрейн предложил Долфи место в своем ансамбле. Музицируя, джазмены искали новое звучание и прекрасно ладили, что позитивно отражалось на их творческом союзе. Вместе они поработали над альбомом Live! at the Village Vanguard, выпущенным культовым лейблом Impulse! Records в 1962 году.

Альбом Magic, вышедший в 1961, стал еще одним ярким примером успешного сотрудничества. Magic представляла собой две пластинки переизданного альбома Far Cyr с участием Рона Картера (Ron Carter), Джейки Бярда (Jaki Byard), Роя Хейнса (Roy Haynes). Запись демонстрирует многогранные таланты Долфи на альт-, бас-кларнете и флейте, в особенности соло альта в треке Tenderly.

С безвременно ушедшим трубачом Букером Литтлом (Booker Little) в 23-летнем возрасте, Долфи записал несколько композиций во время работы над своим альбомом Far Cry в 1960 году.

Спустя 2 года, саксофонист выпустил альбом Iron Man – динамичная и смелая работа, изобилующая резкими инструментальными переходами и игривыми мелодическими линиями. Этот, как и последующий альбом Conversations, стали наиболее значительными пластинками музыканта в первой половине 1960-х годов.

Собственное творчество

Карьера Эрика как лидера началась на лейбле Prestige в 1961 году. На лейбле Fantasy Records был выпущен бокс-сет из 9 пластинок, содержащих все записи Долфи для Prestige.

Первые два альбома Dolphy Outward Bound и Out There имели звучание, близкое к хард-бопу, чем более поздние работы. Классическая музыка XX века заметно повлияла на творческую карьеру Эрика Долфи, вдохновив его. В отличие от многих джазменов того времени музыкант не боялся совмещать классический джаз и элементы других направлений, в том числе и кардинально отличающейся от традиционных устоев.

Эрик Долфи памятник Eric Dolphy1964 год стал значимым для джазмена – он заключил контракт с самым знаменитым и успешным звукозаписывающим лейблом Blue Note Records, выпустив на нем пластинку Out to Lunch! Альбом раскрывает музыку Долфи как развитый авангард, но сохраняет строгий стиль традиционных канонов композиции. Это стало, своего рода, визитной карточкой саксофониста, сразу же отличающей его от других музыкантов.

За свои заслуги Эрик Долфи был введен в Зал славы культового музыкального издания Downbeat в 1964 году. Джон Колтрейн в одном из своих интервью, отозвался о нем, как об одной из величайших личностей, которых он когда-либо знал.

В течение 40 лет после его смерти музыка Эрика Долфи приобрела такую популярность, которой не было при его жизни: отчасти проявилось подобное явление из-за некоторой консервативности взглядов на музыку в то время. Писатель Брайан Мортон (Brian Morton) назвал карьеру музыканта своего рода творческим бунтом, джазмен всегда стремился выйти за «установленные» музыкальные границы. Характер его музыки, возможно, не был понят и соответственно, полностью принят, из-за чего остался недооцененным в период выхода первых записей. К счастью, большинство современных джазовых музыкантов по достоинству оценивают каждое из его достижений и экспериментов, ровняясь на него и обучаясь тем инструментальным приемам, над которыми он работал в течение всей жизни.