Фри-джаз и авангардный джаз близкие понятия. Наряду с пост-бопом, у них есть много общего, но некоторые предпочитают делить их на 3 разных категории. Статья «Лучшие фри-джаз альбомы» поможет лучше разобраться в этой непростой, но смелой и неожиданной музыке.

Лучшие фри-джаз альбомы

John Coltrane: Ascension (1965)

Альбом Ascension является самым известным во всем жанре, именно когда Джон Колтрейн стал экспериментировать с авангардом он добавил фри-джазу веса. Интересно, что и у сторонников традиционного джаза альбом вызывает восхищение.

Колтрейн шел своим путем, уже в альбоме A Love Supreme были намечены дальнейшие поиски музыканта. В этом альбоме сложно разобрать кто что играет, даже профессионал, хорошо изучивший нюансы игры и характер звука джазменов будет сбит с толку.

Джон Колтрейн о гармонии

Peter Brotzmann: Machine Gun (1968)

Machine Gun – это альбом, который отделит претендентов в любители фри-джаза от настоящих поклонников. Это музыка не для сторонников мелодичности. Если у вас «открытые» уши, вы, несомненно, будете заинтригованы музыкой, она протягивает руку и захватывает вас, правда порой ударяет по голове молотком.

Короли авангарда The Art Ensemble

Pharoah Sanders: Karma (1969)

Альбом «Карма» – это своего рода психоделический фри-джаз. Басовая тема здесь напоминает о A Love Supreme Джона Колтрейна. Чтобы понять такую музыку, нужно быть готовым и открытым. Свобода здесь проявлена даже в использовании времени, что блестяще делает вокалист Leon Thomas’ Yodeling.

Eric Dolphy: Out to Lunch (1964)

Многие считают Out to Lunch квинтэссенцией авангардного джаза. С этим трудно спорить. Долфи не всем приходится по нраву. Как однажды заметил Майлс Дэвис слушая Mary Ann с альбома Far Cry: «Это наверняка Долфи играет, никто другой не может так плохо звучать».

Альбом очень грамотно продуман, особенно цепляют композиции Hat and Beard, Straight up and Down. За барабанами 18-ти летний Тони Уильямс, который затем стал играть с Майлсом Дэвисом. Он здесь звучит особенно безумно. Сам Долфи умер через несколько месяцев после записи.

John Coltrane: Interstellar Space (1974)

В нашей статье «Лучшие фри-джаз альбомы» 2 релиза великого саксофониста. Нет смысла отрицать, что Колтрейн так далеко продвинулся в освоении своего инструмента, что у других музыкантов может возникнуть желание выбросить саксофон. Еще в 1967 году сложно было представить появление чего-то подобного и технически и с точки зрения идеи.

Фильм о Джоне Колтрейне – интервью с режиссером

Albert Ayler Trio: Spiritual Unity (1965)

Барабанщик Сонни Мюррей был одним из первых, кто отделился от общего ритма. Вместе с великим басистом Гэри Пикоком они создают широкое открытое поле, в котором Альберт Эйлер может «бежать» в любом направлении.

Игра Эйлера – это послание, и оно больше, чем сумма сыгранных нот. Его душа просачивается через музыку. Несмотря на то, что Эйлер умер молодым (при загадочных обстоятельствах), его записи отличаются зрелым и уверенным звуком. Spiritual Unity остается классическим альбомом и обязательным для всех, кто интересуется фри-джазом.

Sun Ra: Heliocentric Worlds (1965)

Этот альбом подкрадывается к тебе, доводит до той степени безумия, которую мог породить только разум Sun Ra.

Чередование соло с разделами полного хаоса не только привносит разнообразие, но и раскрывает новые неожиданные связи, которые можно обнаружить не сразу, а после нескольких прослушиваний. Тут столько всего происходит сразу, что нужно сконцентрироваться на чем-нибудь одном, например, следить за мелодией саксофона, баса или фортепиано. То, как каждый поток взаимодействует со всеми остальными – вот в чем кроется магия этого LP.

Don Cherry: Complete Communion (1966)

Композиционно альбом сияет интересными, веселыми и поющими мелодиями. То как Гато Барбиери, Генри Граймс и Эд Блэквелл играют друг с другом, должно быть стандартом, к которому следует стремиться всем музыкантам.

Без объединяющего инструмента фоновые мелодии становятся неотъемлемой частью формирования соло. Мелодия как бы дрефует между солистами и композиционными секциями. Одной из самых ярких частей этой записи является то, как синхронизированы Генри Граймс и Эд Блеквелл. Они звучат, как будто они один музыкант. Это важно слушать, чтобы понять, как раздвинуть границы джаза, не теряя привлекательности у зрителя.

Ornette Coleman: Science Fiction (1972)

Орнетт известен тем, что раздвигает границы джаза, и этот альбом продолжает эту традицию. Им выпущены Tomorrow is the Question, Shape of Jazz to Come, и Something Else! Как и в альбоме Art Ensemble, он сочетает в себе элементы фанка и R&B со свободным джазом.

Альбом фиксирует переходное время Коулмана, когда он двигался к более электрифицированному звучанию. Альбомы, которые представляют собой сдвиг в звуке и направлении часто звучат свежее. Эта характеристика исходит из неуверенности музыкантов в конечном звучании, над которым они работают. Они должны верить, что они прибудут туда, куда они хотят, и по пути, эти переходные альбомы позволяют нам принять участие в поездке.

Dave Holland: Conference of the Birds (1973)

завершаем разговор про лучшие фри-джаз альбомы пластинкой Холланда. Игра всех музыкантов превосходна: Энтони Брэкстон, Дейв Холланд, Сэм Риверс и Барри Альтшуль прекрасно сочетаются друг с другом, чтобы создать уникальный и невероятно интересный альбом, который все еще удивляет после нескольких прослушиваний.

На пластинке нет главенствующего инструмента, так что группа свободна двигаться гармонично без ограничений. Что удивительно для фри-джаза, все соло очень запоминающиеся, даже навязчивые.

Адаптированный перевод Велимиры Антроповой

 The 10 Best Avant Garde Jazz Albums to Own On Vinyl by Ryan Kowal

9 Classic Free Jazz Albums You Must Hear if You’re New to the Genre By Jason Sositko

Рекомендуем: 5 лучших блюзовых альбомов всех времен