Слияние элементов классической музыки и джаза вновь вернулось в ряды популярных джазовых направлений современности. Начав свой путь от произведений Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона, сегодня симфо-джаз находит продолжение в творчестве таких музыкантов, как Камаси Вашингтон, Томми Смит, Пэт Мэтини и других исполнителей, сочетающих академическое звучание с импровизационным.
Пришедший из Чехии
В 1892 году чешский композитор-романист Антонин Дворжак прибыл в Нью-Йорк, чтобы занять должность директора в новой Национальной консерватории.
Его целью, в первую очередь, было заинтересовать и пробудить желание молодых композиторов применять мелодии американских индейцев и афро-американских общин в оркестровой музыке. Словно видя правильное направление развития, Дворжак так пояснял свои устремления:
Будущая музыка этой страны должна быть основана на так называемых, негритянских мелодиях. Они могут стать основой новой серьезной и оригинальной школы композиции, которая будет разработана в Соединенных Штатах Америки.
В декабре 1893 года в «Карнеги-холле» состоялась премьера его «Симфонии № 9 в ми-миноре», которая отражала идеи автора и положила начало стилю симфо-джаз.
Всего за 30 лет музыкальный ландшафт изменился до неузнаваемости, однако, для классической музыки это время было не самым ярким. Активно формировались новые музыкальные формы –джаз и регтайм.
Особенно эти тенденции были подчеркнуты в концерте Оркестра под руководством Пола Уайтмана 12 февраля 1924 года. К завершению этого значимого выступления известный композитор и музыковед Говард Гудолл отметил:
Сегодня мир музыки был изменен навсегда.
Легендарным концерт стал благодаря премьере композиции Джорджа Гершвина Rhapsody in Blue. До сих пор она рассматривается в качестве одного из определяющих произведений в истории «золотого века джаза».
Идея объединения симфонической и джазовой музыки быстро распространялась среди других известных музыкантов, среди которых Флетчер Хендерсон и Дюк Эллингтон. В числе популярных в то время мелодий можно выделить Yamekraw A Negro Rhapsody Джеймса Джонсона, написанную в 1927 году и Jazzamine Concerto 1934 года.
Значительный вклад в развитие нового направления внес композитор Уильям Грант со своими композициями Afro American Symphony и The Lennox Avenue Suitе, в которых подчеркнуто архаическое значение джаза. Сочиненный в 1932 году Jazz Nocturne Даны Саесс и в 1950-е годы проломал носить звание яркого примера симфо-джаза.
Симфо-джаз XXI века
В 2005 году Pat Metheny Group записали альбом The Way Up, завоевавший премию «Грэмми» за лучший альбом современного джаза. Пластинка, по замыслу авторов, обладала оркестровым звучанием. Хотя ее стиль нельзя назвать полностью симфо-джазовым, эта запись повлияла на популярность направления в современной музыке.
Лучшие современные симфо-джаз записи:
- Five O’Clock Orchestra & Orkiestra Symfoniczna – Suita nowoorleańska
- Jan Lundgren – The Ystad Concert – A Tribute to Jan Johansson
- Tommy Smith – Modern Jacobite
- Esbjörn Svensson Trio – EST Symphony
- Kamasi Washington – The Epic
Еще одна пластинка совершила очередной прорыв в последних симфо-джазовых тенденциях в 2015 году. Совместная запись популярной джазовой группы Snarky Puppy и джаз-поп оркестра Metropole Orkest – Sylva получила премию «Грэмми» за лучший инструментальный альбом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что несмотря на непростой путь развития и становления, симфо-джаз занял достойное место в музыкальном мире. В самом начале своего зарождения, в 1923-1924 годах, с подачи Джорджа Гершвина эта музыка и теперь остается актуальной.
Не все эксперименты с симфонической и джазовой музыкой были успешными, но этот стиль сумел раскрыл свой потенциал, что заметно во многих композициях XXI века.