Джаз – музыка с более чем вековой историей. В разные периоды – от становления до последующих преобразований в стилях и техниках исполнения – людей волновали различные аспекты жанра. Учитывая современную ситуацию и обращаясь к опыту прошлых лет, представляем вам самые обсуждаемые темы в джазе за последние годы, по версии JazzPeople.

1Джазовое образование

Учитывая то, что джаз пришел в мир благодаря Америке, эта страна является безусловным лидером в вопросах музыкального и, в частности, джазового образования. За многолетние изменения, происходившие в джазе, американцы сумели зафиксировать и детально разобрать каждую значительную метаморфозу.

Западное музыкальное образование охватывает самый широкий спектр джазовых стилистик – как в инструментальной игре, так и в вокальных вопросах.

Со временем в разных странах Европы, а также в России появились престижные джазовые учебные заведения, но американская школа джаза остается вне конкуренции. Одним из самых востребованных и лучших учебных заведений мира признан Музыкальный колледж Беркли. До сих пор большинство музыкантов считают более значимым западное джазовое образование, и в особенности опыт, полученный там.

2Европеизация джаза

Джаз стал настоящим «глотком свежего воздуха» для Европы, быстро завоевав популярность у ее слушателей. Примером этого может служить факт проведения первого в мире джазового фестиваля во французском городе Ницца.

Особенное внимание европейцев привлек появившийся в конце 1940-х годов кул-джаз. Вышедший в 1949 году альбом знаменитого трубача Майлса Дэвиса Birth of the Cool только укрепил позиции нового направления в джазе. Довольно быстро американский джаз покорил большинство стран Европы: Францию, Германию, Италию, Швецию, Великобританию.

3Смешение жанров

Повышенное внимание уже не одно поколение джазовых музыкантов привлекает слияние джаза с другими направлениями.

Благодаря объединению двух и более жанров часто создавались новые уникальные музыкальные течения, повлекшие порой поразительные изменения в истории джаза.

На сегодняшний день известно более 20 джазовых направлений, к тому же стремление к творческим экспериментам у современных музыкантов никогда не угасает. С помощью смешения жанров появились такие направления как джаз-фанк, дарк-джаз, смус-джаз, джаз-рэп, ска-джаз, панк-джаз, фьюжн-джаз и другие.

4Джазовые стандарты

В ходе истории развития жанра в среде музыкантов стали появляться композиции, ставшие впоследствии джазовыми стандартами. Эти песни определялись в отдельную «касту» для того, чтобы музыканты, которые встретились впервые, смогли бы сыграть вместе известную всем мелодию.

Стандарты давали музыкантам определенную свободу действий, не сковывая их в рамки строго указанными нотами, благодаря чему инструменталисты могли импровизировать вместе.

Начиная с 1910-х годов, то есть с истоков образования джаза, были выделены несколько композиций названных «стандартами». Более популярными считаются St. Louis Blues, Indiana и After You’ve Gone. В течение многих последующих лет коллекция джазовых стандартов пополнялась новыми, которые сегодня известны  каждому джазмену.

Помимо этого стандарты играют большую роль в обучении юных джазовых музыкантов. На примере великих композиторов они учатся ведению мелодической линии, искусству импровизации и развивают собственный вкус.

5Необычные инструменты в джазе

Затрагивая популярные темы в джазе, мы подходим к вопросу об использовании необычных музыкальных инструментов в нем.

Все чаще и с большим энтузиазмом современные джазмены экспериментируют с добавлением в свою музыку нетрадиционного для джаза звука.

В числе применяемых инструментов встречаются такие, как арфа, фагот, аккордеон, ханг, терменвокс, духовой синтезатор, альпийский рог и другие. Благодаря новаторству и изобретательности некоторых музыкантов эти инструменты обогатили звучание современного джаза.

По-новому зазвучали всемирно известные джазовые хиты, сыгранные на необычных музыкальных инструментах. К примеру, терменвокс внес некую «космичность» в мелодии знаменитых композиций. Наблюдать за игрой на нем – завораживающее зрелище.