Впервые в Израиле в рамках серии «Джаз в Опере» («Джаз в Мишкане» – в Центре Сценических искусств) выступит Грегори Портер – джазовый вокалист и соул-певец, автор песен и актер, «поэт души», обладатель премии «Грэмми» за лучший вокальный джазовый альбом 2014 года, исполнитель классических джазовых стандартов.

Хотелось бы написать «Вечера с Грегори Портером», но, то будет всего лишь один вечер 20 марта – вечер встречи с один из самых «горячих» имен сегодняшней американской джазовой сцены, из плеяды звёзд первой музыкальной величины, передаёт ИА «Курсор Инфо».

Кепка, галстук или бабочка и строгий классический костюм – таков сценический вид, соответствующий выдержанному музыкальному стилю Грегори Портера, родившегося в 1971-м году, но всё ещё считающего себя «молодым» благодаря его неиссякаемой энергии, обаянию и сложившемуся поначалу образу «чуда-мальчика». Портер родился в Лос-Анджелесе, вырос в Южной Калифорнии у матери-одиночки, у которой, помимо него, было ещё семь детей. Мать работала в церкви, где Портер слушал госпел (а ещё он занимался спортом, но из-за травмы плеча в юности распрощался с карьерой футболиста) и уже в возрасте пяти (5 – !) лет сочинил и записал на плёнку свою первую песню. Так что первый, официально зафиксированный релиз Портера, вышел уже давно. Легенда гласит, что его мать, потрясённая этой записью, воскликнула: «Мой мальчик, ты звучишь как Нэт Кинг Коул». С этого самого момента Грегори стал большим поклонником и последователем знаменитого музыканта, слушая часами его записи. Со временем это увлечение переросло в настоящую страсть к музыке. Нэт Кинг Коул своим искусством помог Портеру научиться петь и любить музыку. А природа добавила ему баритон – сильный, богатый и эмоциональный, теплый и убедительный с точными, безупречными интонациями. Окончательно расставшись после травмы в старшем классе школы с мыслями о большом спорте (хотя он получил «легко-атлетическую» стипендию в университет Сан-Диего) Портер начал выступать в калифорнийских джазовых клубах, а затем переехал в город Большего яблока и ему удалось прорваться на джазовую сцену Нью-Йорка через участие в мюзиклах на Бродвее.

Сам Портер называет себя джазовым певцом, находящимся под влиянием госпела, соула и блюза и в своём творчестве отдает дань всем этим музыкальным стилям. Город, где он вырос – Бейкерсфилд – был когда-то центром музыки стиля кантри, но затем к кантри примешались рок, госпел, блюз, ритм-энд-блюз, джаз и соул южных штатов. «Я пел старые песни со взрослыми в маминой церкви и всё это до сих пор оказывает влияние на мою музыку, как и жизнь и мировоззрение моей матери, её желание помогать людям» – говорит Грегори, сочиняя музыку, в которой органично сливаются джаз и соул, фанк, R&B, блюз и госпел, а в текстах песен он комбинирует личные и политические темы. «В том месте, где мы жили, активно действовал Ку-клукс-клан – нам с братом часто приходилось убегать от молодчиков из этой организации, но мы всегда знали, что наша мама защитит нас от насилия и расовой ненависти» – вспоминает Портер. «Музыка – часть культуры, – подчеркивает он, – и потому в ней должны быть свои рассказчики, а чтобы рассказывать истории о культуре и о том, что происходит в жизни, мы должны создавать новые вещи».

Впервые побывав Европе, в Нидерландах и во Франции, Портер научился ценить глубину музыки, спев не для англоязычной аудитории. «Музыка обладает такой силой, что люди могут почувствовать, о чём я пою, не понимая ни одного слово. Когда я пою, я раскрываю свою душу – иначе нельзя ни в блюзе, ни в соуле. Я говорю на языке чувств, от всей души, и в моих песнях рассказываю о тех вещах, что трогают моё сердце» – говорит он.

Последняя созданная Портером «новая вещь» – его альбом (третий сольный) под названием Liquid Spirit, номированный на «Грэмми» в прошлом году, хотя «Грэмми» Портер получил не за сам диск, а за лучший мужской джаз-вокал (отмечу, что этот же альбом был также номинирован во «внеджазовой» категории как «Лучший альбом традиционного ритм-н-блюза» и только в Германии этот мэйнстримовый диск разошёлся в 200.000 экземплярах). «Я стараюсь быть честным, – говорит Портер, – я хочу говорить о человеческих чувствах, быть открытым и писать о вещах, которые вижу и чувствую. Мои песни – песни о любви, но также и о традициях, потерях, достоинстве, голоде и чёрном цвете кожи». Всё так, только Портер не говорит, а поёт, исполняя классические джазовые стандарты в элегантнейшей театральной манере.

Театр упомянут не случайно: Портер даже создал собственный спектакль, посвящённый жизни и творчеству Нэта Кинга Коула. Он принимал участие в бродвейских мюзиклах It Ain’t Nothing but the Blues и The Civil War, а также выступал в знаменитых телевизионных шоу Дэвида Леттермана и Рози О’Доннелл. Он играл с оркестром Уинтона Марсалиса, назвавшего Портера «фантастическим молодым вокалистом» и постоянно выступает с Джаз-Оркестром Линкольн-Центра в Нью-Йорке. Первый его сольный альбом Water (2010), также номинированный на Grammy (напомним, что приз Grammy – бронзовый граммофон – в 2015-м году вручался уже в 57-й раз), был назван газетой Village Voice альбомом года и «джазовым альбомом номер 1». Его второй альбом Be Good также завоевал высокие оценки музыкальных критиков и широкое признание слушателей.

Вечер с Грегори Портером. Джаз в Опере.
Пятница, 20.03.15, 22:00
Израильская опера, Центр сценических искусств, Тель-Авив
Грегори Портер – вокал
Чип Крауфорд – фортепиано
Эммануэль Гарольд – ударные
Аарон Джеймс – бас-гитара
Лакеша Бенджамин – альт-саксофон