Лекция известного российского саксофониста, джазового импровизатора, музыканта московского Театра на Таганке Сергея Летова – старшего брата музыканта Егора Летова – прошла во Владивостоке. Летов выступил с двухчасовой лекцией перед своим соль

Музыканту было что рассказать, ведь он работал с многочисленными группами и музыкантами, в том числе с Игорем Бутманом, Вячеславом Ганелиным, Софьей Губайдулиной, Алексеем Кругловым, Сергеем Курёхиным и его проектом «Поп-механика», Аркадием Шилклопером, Алексеем Айги, группами «Гражданская оборона», «ДК», «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Центр», Валентиной Пономарёвой, Олегом Гаркушей и многими другими, информирует «Тихоокеанская Россия».

Корреспондент портала «Тихоокеанская Россия» пишет, что в своей лекции Сергей Летов постарался вкратце рассказать об импровизационной музыке в СССР, которой занимались не только в Ленинграде и Москве, но и в других городах. В частности, он поведал о джаз-группе «Архангельск», пиковый период творчества которой пришелся на 1991-1992 годы, об участнике группы «Аквариум», «Звуки Му» и «Три О» Александре Александрове. Летов рассказал о работе Ленинградского рок-клуба, который объединял преимущественно музыкантов без специального образования.

Особое внимание Сергей Летов уделил Сергею Курёхину, с которым выступал вместе. Он рассказал о ярких шоу, который организовывал Курёхин и которые порой просто шокировали зрителей, например, в некоторых из них использовались животные (не всегда живые) и девушки-модели.

В своей лекции Летов также рассказал о творчестве Бориса Толстобокова, который известен своим исследованием «Модально-серийная концепция организации звукового материала при импровизации». Лектор поведал о волгоградской группе «Оркестрион» и известном барабанщике Игоре Захарове, который прославился своим рекордом, играя без перерывов на протяжении 24 часов. Кроме того, Летов рассказал о джаз-оркестре «АМА-джаз» (1926-1930). Этот коллектив впервые в стране исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»).

В ходе лекции Сергей Летов также рассказал о своем отношении к тем или иным музыкальным направлениям. Он отметил, что профессиональный музыкант сегодня должен уметь играть разную музыку, не зацикливаться на чем-то одном, что, может, и приносит ему стабильный доход. По его словам, музыкант должен заниматься саморазвитием, чтобы в нужное время сыграть нужную музыку.

Имея богатый опыт выступлений за рубежом, Сергей Летов подчеркнул, что до сир многими неправильно понимается разница между европейским и русским искусством. Русское не может по определению быть плохой копией европейского, отметил музыкант. В большинстве случаев это просто совершенно другое искусство, взращенное на других традициях. При этом часто европейский слушатель оказывается не готов воспринимать русскую музыку в силу недостаточности знаний и несоответствия уровня музыкантов и слушателей.

На примере творчества Сергея Курёхина Летов напомнил слушателям, что музыкальное искусство – это не только музицирование, непосредственно исполнение на сцене того или иного произведения. Необходимо создавать шоу, придумывать что-то новое, чтобы привлечь зрителя. В России и так живется не слишком легко, и если музыканты не будут с уважением относиться к слушателю и еще более загружать его негативными эмоциями, то кто тогда будет ходить на концерты?

Несмотря на то, что в России пока нет широкой аудитории для импровизационной музыки, сам Сергей Летов старается искать компромиссы и идти навстречу слушателям с разным музыкальным опытом. Так, на своих концертах он играет музыку, которая в чем-то похожа на традиционный джаз, и импровизационную музыку.