11 марта фестиваль «Триумф джаза» в Петербурге прошел в четвертый раз – событие, объединившее звезд российского и зарубежного джаза! На сцене ДК им. Горького программа от традиционного джаза до этники владела вниманием слушателей с первого до последнего номера.

Открывал фестиваль секстет мастеров джаза: саксофонист Игорь Бутман, трубач Алекс Сипягин, тромбонист Конрад Хервиг, контрабасистка Дарья Чернакова, за роялем – Олег Аккуратов, а на барабанах восхищал публику ударными соло Виктор Льюис. Длинные импровизации каждого музыканта на классические джазовые темы развернули перед публикой подлинное величие жанра.

Атмосфера переменилась, когда на сцену вышли новаторы из Нью-Йорка и приверженцы прогрессивного джаза – Medeski, Martin & Wood trio. Зал горячо встретил гостей из США, и началось ошеломительное по звучанию шоу! Акустические и цифровые инструменты, которые сопровождают музыкантов во всех их гастролях, звучали в непривычном для джаза формате. Джон Медески, пересаживаясь из-за рояля за синтезатор, извлекал музыку, похожую на развивающееся течение реки – из небольшого русла в бушующее море. Неакадемические звуковые эффекты попутно создавал барабанщик Билл Мартин на специальных музыкальных инструментах. Отыграв 20 минут без перерыва, музыканты собрались уходить со сцены, но зрители не торопились их отпускать, и экспериментальное трио сыграло на бис. Только теперь Крис Вуд, исполнивший всю программу на контрабасе, взял в руки бас-гитару. Звук приобрел такую силу, что зал буквально взорвался аплодисментами.

Спустя несколько минут после антракта, на сцене уже приветствовал зрителей трубач Вадим Эйленкриг. С небольшими изменениями в программе его группа вместе с обворожительной вокалисткой из Италии Люси Кампети посвятила выступление памяти Луи Армстронга. Вадим Эйленкриг рассказал обозревателям портала JazzPeople:

«В этом году мы построили программу на хитах Луи Армстронга, но были настолько ограничены во времени, что представить все как полноценное шоу не удалось. Мы включили лучшие и самые знаменитые композиции. Единственное, где мы решили отойти от программы, это импровизация на тему «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Луи Армстронг, безусловно, является ориентиром для всех музыкантов, как нужно относиться к инструменту, к звуку, к джазу, к публике!»

Динамичные ритмы ансамбля сменялись медленными джазовыми соло Вадима Эйленкрига и проникновенным пением Люси Кампети. В конце выступления певица пообещала, что к следующему визиту в Россию выучит несколько фраз на русском языке, хотя уж сейчас вокалистка неплохо понимает некоторые шутки своих музыкальных коллег.

Закрывали вечер Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана и британский пианист, автор песен и певец Энтони Стронг. До начала второго отделения нам удалось встретиться с восходящей звездой европейского джаза. Специально для портала JazzPeople в рамках фестиваля «Триумф джаза» в Петербурге Энтони Стронг рассказал о своих впечатлениях о гастролях с Оркестром и российских слушателях:

«Я уже выступал с концертом в Сочи, сегодня я здесь, в Петербурге, а завтра уже отправляюсь в Москву, чтобы выступить в клубе Игоря Бутмана. За это время у меня не успело сложиться широкое представление о том, какой джаз любят российские слушатели, но, играя с биг-бэндом Игоря Бутмана, я понимаю, что здесь ценят традиционный джаз в сочетании с современными веяниями в музыке. После этого фестиваля у меня уже запланированы несколько шоу в Азии, Америке и Европе. Я думаю, что обязательно вернусь в Россию. Я собираюсь начать работу над новой пластинкой и представить ее уже в следующем году.

В моей жизни вне сцены я очень люблю слушать новую музыку! Но в профессиональной деятельности многие мои сочинения основаны на творчестве легендарных джазовых вокалистов – Фрэнка Синатры, Нэта Кинг Коула. Мне нравится демонстрировать свое видение классики джаза, добавлять «твист», но я стараюсь не делать уклон в слишком современное звучание».

КОММЕНТАРИИ 3

  1. Victoria, к Вашему сведению “прогрессивный джаз” – это понятие в истории джаза строго ограничено исторически и стилистически, и относится к 1940-м годам (прогуглите оркестры Стена Кентона, Бойда Рейберна).
    То, что играют Джон Медески, Крис Вуд и Билли Мартин – вообще не джаз, к Вашему сведению. Да,это импровизационная музыка в мэйнстриме звучания американской музыки в целом,и да, в ней есть некоторые родовые генетические связи с джазом, но MMW – как и все породившее их движение jam bands – отнюдь не джаз.
    Это отрасль рок-музыки на стыке с джазом. Как и джаз-рок начала 70-х, джем-бэнды типа Phish, Dave Matthews Band, Medeski Martin & Wood, Soulive и т.д. и т.п. смешивают ритмы и интонации рок-музыки и джазовую импровизацию. У кого-то больше элементов рока (Dave Matthews Band), у кого-то больше элементов джаза (Medeski Martin & Wood). Это популярный, широкой известный мэйнстрим американской музыки. Но вовсе не джазовый мэйнстрим. Это вообще не джаз. Это джем-бэнд. Особое направление,лучшие годы которого (90-е) уже позади.

    Учите матчасть. Чтобы писать о серьезной музыке, нужно много читать и много слушать в самых разных стилях и направлениях. Слушать и читать, читать и слушать. Одними личными вкусами тут не обойдешься.

  2. “на сцену вышли новаторы из Германии и приверженцы прогрессивного джаза – Medeski, Martin & Wood trio. Зал горячо встретил гостей из Европы, и началось ошеломительное по звучанию шоу! ”
    Из какой Европы, Victoria? Medeski, Martin & Wood – группа из Нью-Йорка. В Нью-Йорке она была создана 25 лет назад, и в Нью-Йорке она все эти 25 лет играет. Это не “эксперименты”. Это самый что ни на есть мэйнстрим американской музыки, уже даже несколько старомодный. Культугная столица, простихосподи…

    • BudDuss, ошибку исправили. А что касается того, что они не являются новаторами, не соглашусь. Культура джаза в Америке развивается быстрее, чем в России. Для американской аудитории это, как вы говорите, “старомодный мейнстрим”, а для российской их музыка – не вписывается на 100% в понятие джаз.