2 сентября в джаз-клубе «Эссе» состоялась премьера альбома It’s LOVE, записанного джаз-бэндом Марины Волковой. Редакция JazzPeople побеседовала с солисткой коллектива и узнала, каким педагогам и за что благодарна певица, как джаз стал неотъемлемой частью ее жизни и что произошло на одном из концертов Ив Корнелиус. Услышать альбом It’s LOVE вновь можно будет 16 сентября в джаз-клубе Jam Club Андрея Макаревича.
– Марина, вы собрали свой бэнд в 2009 году. Почему так долго не решались выпускать альбом?
– По натуре я перфекционист, мне нужно было набраться опыта и расширить свой репертуар, попробовать себя в разных стилях, поэкспериментировать с составом ансамбля. Начинали мы с фортепианным трио, с годами добавился саксофон, а сейчас у нас септет. Возможно, к следующему альбому дорастем до биг-бэнда. (Смеется)
– Что готовит слушателям альбом It’s LOVE? Как проходила подготовка выпуска пластинки?
– На этом альбоме собраны мои самые любимые композиции в разных стилях, которые редко исполняются. Они кажутся мне настолько красивыми, что мы решили записать их. Идея этого альбома – поделиться со слушателями моей любовью к этой прекрасной музыке. Подготовка к выпуску альбома проходила достаточно трудоемко, плюс она совпала с нашим отпуском, и многие вопросы приходилось решать с другого конца Земли.
– Вы обучались академическому вокалу, есть ли желание вернуться в эту среду? Сложно ли было «переучиваться»?
– Да, меня периодически посещают мысли спеть несколько оперных арий на моих концертах, но опера и джаз, это как два разных иностранных языка. Чтобы одинаково хорошо разговаривать на обоих, необходимо усиленно заниматься, а на это нужно много времени, с которым на данный момент проблема. Переучиваться было не легко. Мне помогло то, что у меня была очень хорошая «база», так как обучение академическому вокалу подразумевает постановку голоса – а это самое основное для певца любого жанра. С ритмом пришлось основательно повозиться, ритмическая организация джазовой музыки сильно отличается от оперной.
– У вас было много учителей. Расскажите о них, что каждый из них дал вам?
– Мне в жизни действительно повезло с педагогами. В школе это была Марина Михайловна Богданович, которая возила меня по разным конкурсам, готовила со мной номера и ставила их в школьные концерты. Однажды она даже организовала мое участие в записи бэк-вокала для нового диска Григория Гладкова, для меня, тогда маленькой девочки, это был незабываемый опыт. Я впервые поработала на профессиональной студии.
Следующим этапом был Зеленоградский Дом Творчества, где я 4 года занималась в хоровой студии «Лель» под руководством Юрия Павловича Суколенова и других педагогов, которым я очень благодарна за мои базовые музыкальные навыки, любовь к музыке и огромный вклад в расширение моего музыкального кругозора.
Затем я поступила в музыкальный колледж (МОВУКИ, сейчас он называется Московский Губернский Колледж Искусств), и мне повезло попасть в класс Громовой Марины Борисовны. Эта встреча была судьбоносной для меня! Марина Борисовна сохраняет и преподает традиции итальянской техники bel canto. Марина Борисовна дала мне крепкую вокальную базу, о которой я говорила ранее, научила меня быть артисткой, преодолевать сценическое волнение, самостоятельно работать с голосом и над музыкальным произведением.
На четвертом курсе колледжа я услышала записи джазовой певицы Эллы Фицджеральд, которая поразила меня своим виртуозным мастерством, и я начала интересоваться джазовой музыкой. Вопреки общепринятым правилам сдачи гос. экзаменов, мы с моим педагогом включили в программу джазовый стандарт. Комиссия была в восторге! (Смеется)
О следующем шаге попробую рассказать в двух словах, так как история достаточно длинная. В 2005 году я встретила своего будущего мужа, известного джазового музыканта – контрабасиста Сергея Васильева. С этого момента началось мое профессиональное джазовое образование. Сергей познакомил меня с джазовой певицей Ириной Родилес, с которой мы начали заниматься джазовым вокалом. В это же время я знакомилась с лучшими музыкантами Москвы и Санкт-Петербурга.
– Расскажите о своей преподавательской деятельности, есть ли у вас своя система обучения? Вы учите только эстрадно-джазовому вокалу? Как вы объясняете своим ученикам чувство свинга?
– Моя система обучения – это симбиоз техники bel canto и джазовой манеры исполнения. В результате занятий со мной студент получает возможность стать академическим исполнителем, а также петь джаз, блюз, фанк, поп и рок. Про обучение «чувству свинга» можно написать отдельную статью. Если вкратце, то основной метод – это анализ и подробный разбор величайших джазовых записей, а также упражнения на ритмику. Но самое главное – это почувствовать «свинг» и развивать это чувство. На это уходит вся жизнь. (Улыбается)
– Вы говорили, что выступление с Ив Корнелиус в 2009 году стало переломным моментом в вашей карьере. Что произошло, почему это так на вас повлияло?
– До встречи с Ив я не решалась петь джаз на сцене и была не уверена в своих силах. В разговоре с ней я узнала, что у нас с ней много общего, она также, как и моя любимая Сара Воэн, имеет академическую постановку голоса и умеет выгодно это использовать, когда поет джаз. После концерта начался джем-сейшн, и Ив в абсолютно приказной манере вытащила меня на сцену, и мы спели All of me. Мне было так здорово петь вместе с ней, что я сама посмеялась над своими страхами, и точно решила, что джаз – это мое!
– Кто из современных артистов вас вдохновляет?
– Меня в основном вдохновляют артисты «старой школы»: Бобби Дарин, Рэй Чарльз, Сара Воэн, Элла Фицджеральд, Майлз Дэвис, Нильс Педерсен, Майкл Джексон, Уитни Хьюстон, Фредди Меркьюри. К сожалению, с каждым годом их становится всё меньше. Совсем недавно умерла Арета Франклин. По моему мнению, заменить их некому! Из ныне живущих меня вдохновляют Мишель Легран, Ахмад Джамал, Барбра Стрейзанд, Сесилия Бартоли, Анна Нетребко.
– В 2013 году вышел диск Live from Esse Jazz Cafe, на котором вы, Ваагн Айрапетян, Сергей Васильев и Павел Тимофеев исполняете джазовые стандарты. Как проходила эта работа?
– Для меня было огромным счастьем и большой удачей спеть на одном диске вместе с этими замечательными музыкантами. Это была моя первая джазовая студийная работа с «живым» ансамблем, да еще с таким. Я получила очень много позитивных эмоций от совместного творчества и огромный опыт.
– Что, на ваш взгляд, главное для карьеры джазового исполнителя?
– То же, что и для карьеры исполнителя любого другого жанра! Мотивация, воля, терпение и ежедневный многочасовой труд!
Беседовала Виктория Мэлл
Фотографии – из личного архива Марины Волковой
Рекомендуем: Лучшие альбомы в стиле кул-джаз