Все участники большого джазового сообщества ждут главное мероприятие года – Jazz Across Borders. В 2020 году ставший востребованным за 3 года форум-фест впервые пройдет в онлайн-формате.
Все самое важное о том, как готовился JAB Online, в интервью редакции JazzPeople рассказывает Роман Христюк – исполнительный директор Igor Butman Music Group и форум-феста Jazz Across Borders.
Вы узнаете, какие темы будут подниматься на джазовом форуме, какое влияние оказала цифровая среда на культурную индустрию, познакомитесь с деловой программой и именами спикеров, а также с новациями, которые коснулись JAB, и почему проведение Jazz Across Borders в условиях ограничений все-таки стало возможным.
– Роман, практически в последний момент стало известно, что JAB пройдет в онлайн-формате. Вы сразу рассматривали такой исход событий или пришлось быстро перестраивать программу?
Мы, как и вся культурная индустрия, до последнего момента надеялись, что все-таки Санкт-Петербургский Международный Культурный форум состоится в ноябре, а Jazz Across Borders, напомню, – с 2017 года является частью Культурного форума. Но в то же время мы понимали, что те обстоятельства, в которых сейчас живет музыкальная индустрия, заставляют нас всегда разрабатывать запасной вариант проведения мероприятий.
отменять мероприятие мы не хотели
8 октября стало известно о предложении Министерства культуры Российской Федерации отменить Форум, 17 октября данное предложение было поддержано Правительством и, к сожалению, это центральное событие для профессионалов культурной индустрии страны было перенесено на 2021 год. В то же время, мы проделали большую работу, было запланировано обсуждение многих насущных проблем, совместное решение ряда вопросов… отменять мероприятие мы не хотели.
И, благодаря поддержке наших партнеров – Российского музыкального союза и лично Председателя Правления РМС Андрея Борисовича Кричевского и Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы под руководством Екатерины Андреевны Калачиковой – нам удалось реализовать идею проведения JAB в онлайн-режиме.
Безусловно, нам пришлось перестраивать программу, потому что нашей задачей было сохранить все возможные форматы, которые предполагают взаимодействие участников со спикерами и между собой. Мы оставили Matchmaking – тет-а-тет встречи – с влиятельными представителями индустрии (они пройдут в Zoom), конкурс студенческих коллективов, возможность «задавать вопросы из зала», которые будут адресованы модераторами сессий конкретным спикерам.
мы смогли заполучить востребованных спикеров
Хочу сказать, что проведение форума в онлайн-режиме позволило нам заполучить спикеров, которые заняты и востребованы до такой степени, что прежде нам никак не удавалось воплотить в жизнь нашу мечту об их участии в программе форума.
В этом году мы с гордостью можем объявить, что суперзвёзды Уинтон Марсалис, Дайан Ривз, Роберт Гласпер, а также Стивен Веббер – один из руководителей Berklee College of Music – станут нашими ключевыми спикерами. Пришлось, конечно же, работать оперативно. Но к 13-14 ноября мы выходим во всеоружии с достойной программой, с большим интересом со стороны Джазового сообщества, не только российского, но и зарубежного, и большими надеждами, что JAB в этом году будет не менее успешным, чем обычно.
– Как вы подбирали спикеров деловой программы? И кого можно будет увидеть на видео-конференциях?
– Повторюсь, на момент, когда нам стало понятно, что Jazz Across Borders пройдёт в этом году в онлайн, у нас уже на 90% была готова деловая программа. И часть утвержденных спикеров, которые планировали к нам приехать, к счастью, смогли принять участие в онлайн-формате.
все спикеры находятся в разных часовых поясах
Конечно, у нас были и сложности, которые заключались в «состыковке» времени: все спикеры находятся в разных часовых поясах, большое количество приглашенных нами экспертов живут в США и Европе, поэтому, чтобы скоординировать весь график, потребовалось немало усилий со стороны нашего программного директора Дины Нургалеевой. Однако эти усилия себя оправдали.
Наши стандарты и принципы отбора участников деловой программы остались неизменными: это лидеры джазовой индустрии, выдающиеся музыканты с мировым именем, ведущие продюсеры мира, руководители крупнейших фестивалей, клубов, звукозаписывающих лейблов, образовательных учреждений и, конечно же, журналисты.
В этом году, как я уже сказал, мы рады объявить о том, что в JAB примут участие лидер Американского джазового сообщества, лауреат Пулитцеровской премии, девятикратный обладатель премии «Грэмми» – Уинтон Марсалис, пятикратная обладательница премии «Грэмми» Дайан Ривз, самый модный и актуальный американский джазовый музыкант, работающий на стыке хип-хопа и джаза, трехкратный обладатель премии «Грэмми» – Роберт Гласпер, Стивен Веббер – один из руководителей Berklee College of Music, человек, который стоял у истоков онлайн-образования в Berklee. Ректор РАМ им. Гнесиных Александр Рыжинский, руководители крупнейших джазовых фестивалей Европы Ян-Уле Отнэс (Норвегия), Тууче Алпаслан (Турция), Надин Девентер (Германия), Себастьян Видаль (Франция), Александр Бейтс(Нидерланды). Это влиятельные американские музыкальные журналисты Аллен Моррисон из DownBeat. Шейла Джордан из WBGO и самый известный музыкальный журналист страны – Борис Барабанов. Руководство Министерства культуры и Фонда Президентских грантов и Фонда Потанина. Руководитель Красноярской филармонии – Евгений Стодушный, генеральный директор European Jazz Network – Джамбаттиста Тофони и конечно же, основатель и генеральный продюсер Jazz Across Borders – Игорь Бутман и многие другие.
– Какие главные темы будут подниматься на JAB в этом году?
– В первую очередь, мы будем обсуждать темы, которые волнуют не только джазовое сообщество, но и вообще всю культурную индустрию и индустрию музыкального образования. Что нас ждет дальше? Вот,буквально накануне проведения JAB, пришли новости о том, что в Москве в связи с новым устрашающим ростом заболеваемости на два месяца сокращается разрешённая вместимость залов с 50 % до 25%. Практически во всем мире, за редким исключением нескольких стран, включая Россию, культурные мероприятия и не возобновлялись.
будем обсуждать темы, которые волнуют не только джазовое сообщество
Как джазовому сообществу выживать в условиях пандемии, как выстраивать свою экономику? Есть лиспособы получить в столь непростое время поддержку своих проектов, в том числе и онлайн-проектов, от государства и негосударственных фондов, какие перспективы традиционной монетизации на джазовом рынке и что нас ждет дальше? Сохранятся ли музыкальные мероприятия в привычном виде или нет?
цифровая среда выходит на доминирующие позиции
Очевидно, цифровая среда выходит на доминирующие позиции, как с точки зрения распространения контента, так и с точки зрения презентации артистов и культурных брендов. Будем говорить и о том, как мы можем увеличить аудиторию артистов в новой цифровой реальности, как успешнее себя продвигать на цифровых площадках.
И, конечно же, мы коснемся вопроса, который заботит всех нас – перспектив онлайн-образования. Временная ли это мера или онлайн-образование вошло в нашу жизнь надолго и станет новой реальностью?
– Чем обусловлено решение сохранить формат тет-а-тет встреч спикеров с участниками в Zoom’е?
– Нашей основной задачей было сохранить вовлеченность аудитории. Мэтчмейкинг – это один из самых популярных форматов взаимодействия спикеров и участников JAB, который был нами успешно освоен и запущен в 2018 году.
мы даем возможность пообщаться тет-а-тет с лидерами джазового рынка
Это драгоценная возможность пообщаться тет-а-тет с лидерами джазового рынка, получить от них экспертное мнение, показать им свои проекты и материалы, познакомиться и зарекомендовать себя. Мы посчитали, что в сложившихся условиях все встречи идеально проводить в форме видео-конференции, и надеемся, что этот формат общения будет пользоваться такой же популярностью, как JAB Matchmaking в оффлайне.
– В этом году пройдут listening-сессии. Расскажите о сути и важности этого формата.
– Listening-сессии – это публичное прослушивание музыкальными журналистами треков с новых альбомов джазовых музыкантов, которые вышли в 2019 или 2020 году – новация Форум-феста 2020 года.
listening-сессии – новация Форум-феста 2020 года
Прежде мы не проводили такие сессии и сразу получили более 50 заявок на участие, 33 из них полностью соответствуют требованиям и войдут в программу.
Суть Listening-сессии состоит в том, что журналисты прослушивают в режиме онлайн новые треки, делятся впечатлениями и дают свои оценки услышанному, благодаря чему музыканты имеют возможность заявить о себе и получить мини-рецензию на свой альбом от ведущих журналистов нашей страны и мира.
– Почему было принято решение все-таки провести JAB, а не отменить, как пришлось поступить многим другим организаторам?
– Отменить в нашем случае было бы самым простым решением, но нам – Igor Butman Music Group – такие решения не очень близки, к тому же, нам самим было интересно разобраться в специфике проведения онлайн-мероприятий. И учитывая то, что 99% всех музыкальных и, в частности, джазовых мероприятий и конференций в мире – отменено, мы решили поддержать и приободрить российское и зарубежное джазовое сообщество и сделать всё возможное и невозможное, чтобы провести событие в онлайн.
нам интересно разобраться в специфике проведения онлайн-мероприятий
Мы считаем, да и мне кажется, что такая точка зрения будет близка многим представителям российского и зарубежного джазового сообщества, что JAB – это как день рождения, как день, который ты ждешь весь год, чтобы встретиться и незабываемо и с огромной пользой провести время со своими коллегами, партнерами, любимыми музыкантами, приезжающимим в Санкт-Петербург из разных городов и стран.
Когда в 2017 году мы проводили JAB в первый раз, то даже не могли спрогнозировать такой успех этого проекта. Мы в него верили, но представить себе, что он вызовет такой ажиотаж и станет столь важным для развития нашей индустрии, мы, конечно, не могли.
своим примером мы хотим показать, что джаз не сдается
Мы своим примером хотим показать, что джаз не сдается. Мы сохраняем площадку, на которой, хоть и в онлайн-режиме, но все же сможем встретиться, пообщаться и совместно обсудить важные вопросы, увидеть наших любимых российских и зарубежных музыкантов и джазовых деятелей и почувствовать, что мы – часть большого мирового сообщества.
– Вы имеете большой опыт в организации крупных фестивальных событий. В чем вы определили для себя главные отличия в подготовке к онлайн и оффлайн мероприятиям?
– Да, действительно, для нас это был новый опыт, хотя во время локдауна, мы проводили онлайн-мероприятия и трансляции концертов Московского джазового оркестра и квинтета Игоря Бутмана.
В частности, играли концерт для нью-йоркского Blue Note, делали онлайн-трансляции для ряда российских фестивалей, придумали масштабный онлайн-проект под названием #StayHomeJazzChellenge, в рамках которого сотни музыкантов записали и прислали нам «карантинные» видео – на их основе мы смонтировали и показали на наших ресурсах и телеканале «Москва 24» большой концерт, посвященный Дню Джаза.
Мы запустили еженедельные эфиры Игоря Бутмана и каждую неделю проводили лекции и мастер-классы на страницах Jazz Across Borders в социальных сетях. Теперь это можно назвать своего рода подготовкой к Jazz Across Borders 2020, потому что проведение большого делового мероприятия в онлайн сильно отличается от того, к чему мы привыкли.
проведение большого делового мероприятия в онлайн имеет отличия
Во-первых, часть команды находится «на удаленке»: кто-то в Петербурге, часть – в Москве, часть – в зарубежных странах.
Во-вторых, в данном мероприятии совершенно другая технологическая специфика, которая подразумевает, что мы должны сделать качественный видео-продукт. Для этой цели мы привлекли онлайн-платформу, на которой будет транслироваться конференция, плюс она позволит нам сохранить весь важный для делового мероприятия функционал: чат участников, возможность задать вопросы спикерам, синхронный перевод.
В-третьих, еще одна специфика, о которой я уже говорил: в оффлайн-конференции все принимают участие, находясь в одной земной точке. А здесь мы столкнулись с тем, что когда JAB запустится в 12 часов дня 13 ноября, то в Нью-Йорке будет еще 5 утра. Из-за этого часть американских спикеров мы переносим на более поздний период.
В-четвертых, специфика представления музыкального материала – тоже иная. Поскольку формат шоукейсов предполагает просто живые выступления, нам пришлось подготовиться к организации высококачественной трансляции очного этапа Студенческого конкурса, на основании которой наше жюри будет принимать решение о том, кто из коллективов победит.
приходится решать очень интересные и нестандартные задачи
В общем, нюансов очень много, и нашей команде приходится решать очень интересные и нестандартныезадачи. Но, все-таки, это – приятные хлопоты, и я уверен, что у нас получится запоминающийся JAB и те, кто будут смотреть онлайн-трансляции 13 и 14 ноября, смогут в этом убедиться.