Выставка посвящена выдающемуся музыканту, дирижёру, певцу и актёру Леониду Осиповичу Утёсову. Её открытие в одесском еврейском музее, конечно, не случайно. И дело не только в происхождении юбиляра, Лазаря (Лейзера) Иосифовича Вайсбейна, но, прежде всего, в весомости еврейской составляющей наследия Леонида Утёсова.

В основе большей части композиций, исполнявшихся Утёсовым и его оркестром – клезмерская музыка (от «клэй» – инструменты и «зэмэр» – напев). Это народная музыка восточноевропейских евреев (ашкенази) в исполнении небольших и, чаще всего, передвижных (бродячих) трупп, которых приглашали обслуживать свадьбы и другие более или менее важные события. Традиционные типы клезмерской музыки (фрейлекс, шер, хора, нигун и др.) музыканты, естественно, не имевшие специального образования, исполняли с высокой долей свободной импровизации. Закономерно, что именно Утёсов, начавший свою артистическую карьеру ещё в 1910-е, стал впоследствии основателем советского джаза, пережившего и время расцвета, и период своеобразного «андеграунда».

Одесситам, и не только одесситам, не нужно объяснять, как важен был для Леонида Утёсова образ родного города. Утёсов был творением «одесского мифа» и одним из самых влиятельных его творцов. Несмотря на то, что он довольно рано уехал, он навсегда остался одесситом, Одесса занимала центральное место и в его творчестве, и в исполнительском имидже.

Основная часть экспонатов выставки представлена блоком материалов (копии фотографий, документов, афиш), присланных из США Эдуардом Амчиславским, журналистом, театроведом, главным редактором журнала «Соотечественники в Америке» из архива учрежденного Эдуардом и Борисом Амчиславскими фонда так и не открывшегося «Музея-квартиры Л. О. Утёсова в Одессе».

Всего один экспонат предоставила Лилия Белоусова (фотокопия метрической записи из фондов ГАОО), но именно благодаря этому документу буквально накануне выставки была исправлена дата рождения Утёсова в Википедии.

Небычайно редкие оригинальные материалы предоставил для выставки писатель и коллекционер Михаил Пойзнер, в том числе одесское издание нот «Мазельтов» 1910-х г.г. с нигуном «Надо знать, как гулять» в исполнении Утёсова.

На выставке представлены также оригинальные материалы из коллекции Анатолия Дроздовского. Отметим, что предметы из собраний Пойзнера и Дроздовского, помимо всего прочего, помогают почувствовать атмосферу времени, обыденной одесской жизни, преимущественно первой половины ХХ века.

На открытии выставки будет исполняться программа «Утёсов на троих» джаз-бэнда «Мамины дети» (Валерий Чернис, Павел Кузнецов, Алексей Семенищев).

«Одесский обозреватель» напоминает, что открытие выставки в воскресенье, 22 марта в 14.00 на улице Нежинская, 66.