Сегодняшний успешный педагог по вокалу, джазовому и блюзовому, Андрей Леонтьев в более ранние годы был известен как Андрей Леон. Как рассказывает сам артист, со временем он стал понимать, что больше видит себя в качестве наставника, чем исполнителя, и направил свои творческие силы в педагогическое русло. Из первых уст JazzPeople записал рассказ Андрея Леонтьева.

Как я стал преподавать вокал. Личный опыт

Leontiev

Я не выбирал стезю вокального педагога! Я всегда им был! Едва сам чему-то научился, как начал передавать свой опыт другим. Мое первое музыкальное образование по специальности академический вокал. Два года учился в театральном институте, после чего подумал: «Зачем мне опера?», и пошел к педагогам осваивать кабаре, рок и настоящую силовую эстраду. Я пел почти все с 23 до 45 лет: оперные арии, цыганский фолк, романсы рок-баллады. Потом я уехал в Берлин. Много общался с немцами, англичанами, голландцами, французами, итальянцами. Подолгу проводил время в их компании. Тогда я не осознавал ценности таких встреч, только сейчас понимаю: у меня была роскошная вокальная практика.

Реши, Моцарт ты или Сальери

В 40 лет я вернулся в Петербург и выступал еще в течение пяти лет. Но уже тогда я понимал, что я не исполнитель, а режиссер. Игра не может быть связана с анализом, а режиссер и педагог обязан быть аналитиком. Желание, или даже потребность, учить кого-то вокалу возникает в том случае, когда слышишь, как может звучать человек на самом деле. Таким образом Андрей Леон (мой сценический псевдоним) все больше и больше отдалялся от меня. Мне становилось неинтересно на сцене. Намного комфортнее я чувствовал себя на репетициях.

Об учениках

Потом появился первый воспитанник, который окончательно увел меня со сцены. Мы занимались с ним по пять часов шесть дней в неделю больше года. Постепенно я уступил ему все концертное время. Вначале он выходил на сцену как мой гость с двумя песнями, потом с тремя, потом у него появилось целое отделение. В конечном итоге я стал пианистом на его концертах. Это был прекрасный период, я почувствовал себя востребованным! Когда мы расставались, у него уже была своя группа. Теперь он известен под именем Александр Бон.

Андрей Леонтьев и Алекс Соловьев
Андрей Леонтьев и Александр Соловьев сотрудничают больше двух лет: «У нас бывают сложные периоды в работе, но мы стараемся сглаживать острые углы в общении»

Преподавать блюз я начал благодаря Александру Соловьеву! Очень талантливый вокалист. Как педагог могу сказать, что Саша как много может достичь при постоянных занятиях. Полгода мы много занимались, каждый день. Был обязательный список книг для чтения и фильмов – для просмотра. Конечно, это большая удача для любого учителя найти такого ученика. На наших репетициях время останавливалось.

За 4 года, как я начал преподавать блюз, была у меня еще одна интересная ученица с необычным голосом – Маша Королева. Она пела и госпел, и спиричуэлс, и блюз. Сейчас она вышла замуж и больше не поет, работает с детьми. Я не могу назвать точное число учеников, с которыми я работал за последние годы. Блюзовое звучание в голосе можно найти в самых неожиданных местах, если слушать не форму, а содержание.

В Португалии, например, считают, что если у тебя есть «садуаджи» (одиночество) в голосе, значит ты можешь петь. Я всем ученикам сразу говорю: хочешь научиться петь, забудь о том, чтобы петь красиво. Голос – это озвученное дыхание, голос – это непрерывное дыхание, и самое главное, голос – это информация. Голос должен быть узнаваемым.

О трудностях преподавания, стилях и вчерашних учениках

Во-первых, я часто сталкиваюсь с проблемой объективной оценки себя учеником.
Во-вторых, много внимания уделяю работе над дикцией.

На первых 5-6 занятиях я изучаю голос ученика. Нельзя всех учить одинаково, важен индивидуальный подход. Скажу и об опасности чрезмерно большого снятия песен вокалистов – есть вероятность утратить собственный потенциал как певца и уклониться в подражание.

Главное – не копировать!

Границы между жанрами пластичны. Блюз – «музыка черных», поэтому здесь неизбежно придется отыскать в себе эти этнические корни. Джаз же появлялся при участии белых музыкантов. В джазе нужно уметь менять регистр, работать на открытом или закрытом звуке. В блюзе необходимо особенно тщательно следить за техникой. Исполняя джаз, или в блюз, или любой другой жанр, нельзя забывать о музыкальном вкусе!

С ребятами, с которые у меня учились, я вижусь, но редко. Они заняты, и у меня новые проекты. Но я всегда хожу на важные для них концерты.

Петь или не петь?

Андрей Леонтьев в ранние годыКогда я решил оставить учебу в театральном и всецело посвятить себя вокалу, мой учитель сказал мне: «В музыку идешь? Тогда сразу реши для себя, кто ты – Моцарт или Сальери». Эта фраза потом преследовала меня всю жизнь. Не думаю, что он имел в виду зависть, скорее всего – социальное благополучие. Сальери был придворным музыкантом, имел достаточно денег и всю жизнь мечтал написать бессмертное произведение. Моцарт – всю жизнь мечтал заработать, соглашаясь на любые заказы. Результат всем известен.

Главное правило должен усвоить человек, который решает связать свою жизнь с пением и музыкой, это не копировать! Если ваш голос становится похожим на голос любимого исполнителя, то стоит задуматься, все ли правильно вы делаете. Исправлять труднее, чем учиться сначала. Все музыканты, которыми восхищаются миллионы, шли против правил и именно поэтому обретали свой собственный неповторимый стиль. И важно не опускать руки, с какими бы трудностями на пути к успеху не пришлось встретиться!

Беседовала Виктория Мэлл