Иннокентий и Юлия Волкоморовы, фестиваль "Петроджаз"Международный фестиваль «Петроджаз» стал доброй традицией для жителей Северной столицы с 2003 года. Иннокентий и Юлия Волкоморовы стояли практически у истоков его создания, и сегодня они рассказывают, как изменился фестиваль за 13 лет существования, как проходит вокально-инструментальный конкурс «Голос Петроджаза», какие музыкальные сюрпризы ждут петербуржцев в этом году, а также раскрывают рецепт успеха!

– Фестивали, можно сказать, ваша стихия! Вы занимаетесь ими еще со времен, когда сами были студентами. С чего вы начинали?

– Изначально фестиваль назывался Международный Петропавловский фестиваль джазовой музыки, потом его переименовали в Jazz Q, но и это название не прижилось. Нужно было что-то запоминающееся и при этом связанное с культурой города, и тогда фестиваль стал носить известное всем сегодня название «Петроджаз». Идея фестиваля отталкивалась от опыта основных европейских «опен-эйров» – открытое пространство, демократичная обстановка, подобно финскому Pori Jazz или голландскому North Sea.

Джаз, доступный для всех!

В начале своего существования фестиваль опирался на спонсорскую поддержку и продажу билетов. Пожалуй, слишком много внимания уделялось иностранным артистам и незаслуженно мало своим, питерским. После небольшой паузы в 2007 году, фестиваль возродился  с новым именем и новой концепцией, и с 2008 года он вновь каждое лето радует петербуржцев разнообразием программ и стилей. Одна из главных его идей – сделать джаз доступным для всех! С 2014 года «Петроджаз» проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, и это позволило сделать концерты бесплатными. 11 лет мы приглашали любителей джаза насладиться качественной музыкой в Петропавловскую крепость, но с 2015 решили стать еще ближе и переместились на Площадь Островского, развернув наш «джазовый город» около Екатерининского сада.

Иннокентий Волкоморов, президенте фестиваля "Петроджаз"– «Петроджаз» – фестиваль прогрессивный. Здесь звучит и традиционный джаз, и этно, и фанк, на сцене выступают как знаменитые музыканты, так и артисты, лишь начинающие свой путь к славе.

– В первую очередь, мы стремимся создать ощущение мирового фестиваля, и нет такой страны, откуда мы не приняли бы участника. В этом году в число стран попали Италия, Дания, Голландия, Литва, Латвия, Эстония, США. Что касается участников из российских городов, то многие из них являются лидерами собственных фестивалей в регионах, и таким образом, у нас получается фестиваль фестивалей!

Подать заявку на участие может любой желающий музыкант, но сможет ли он попасть в программу, зависит от нескольких факторов: во-первых, от уровня игры. Безусловно, мы принимаем  у себя молодых музыкантов, но, согласитесь, то, насколько виртуозно он играет, тоже немаловажно. Второе, что следует учитывать, это интерес питерской публики к стилистике выбранного музыкального коллектива или солиста. И третье, формат проекта – он должен ярко, энергично звучать на большом «опен-эйре» по сравнению с музыкой акустической, камерной.

– Каждый год вы как организаторы фестиваля радуете джазовых слушателей музыкальными новинками, и в 2016 году таким новшеством станет джазовая арфа. Мы уже писали, какие исполнители будут представлять ее в России. Расскажите, как вы пришли к такой идее в целом?

– Будет большая арфическая программа! И совсем недавно мы узнали, что к ней присоединится и Кельтская арфа. Известная музыкант и преподавательница кельтской арфа, Ася Сергеева, специально приезжает на фестиваль из Люксембурга – она сыграет блюзы, а помогать ей будут участники группы «Аквариум». Причин, по которым мы выбрали арфу, несколько, одна из которых – продвижение арфы как джазового инструмента. В нашей стране этот музыкальный инструмент имеет довольно драматичную историю. Единственная фабрика, имени Луначарского, на которой делали, в том числе, и арфы, давно перестала существовать, и арфы в России стали дефицитом. Отечественных осталось мало, а западные не всем по карману. Поэтому арфы в России – это сугубо классический оркестровый инструмент.

За рубежом ситуация складывалась иначе, и арфа развивалась в том числе и как джазовый инструмент. На фестивале будет представлена первая российская электрическая арфа – профессор Пармской консерватории (Италия) Эмануэла Дели Эспости в составе трио даст концерт и позже проведет бесплатный мастер-класс по игре на инструменте в «Санкт-Петербург Опера». Всего будет 4 номера: трио Harp Taste of Jazz из Италии, Елизавета Александрова из Петербурга, Ася Сергеева из Люксембурга и московско-петербургский проект Алевтины Поляковой с участием Анастасии Волкоморовой.

Должны быть все необходимые слагаемые!

– В этом году вы во второй раз проводите отборочные туры конкурса «Голос Петроджаза». Как принять участие и где будет проходить мероприятие?

– Есть две линии конкурса «Голос Петроджаза. Вокалисты» и «Голос Петроджаза. Ансамбли». Для первичного отбора участники присылают аудио-записи или видео-ролики со своими композициями. Оценивать конкурсантов будет экспертное жюри во главе с Владимиром Фейертагом. В первый день, когда будут выбирать лучшего вокалиста, одним из представителей комиссии станет Саша Алмазова. В конце конкурса вокалистка выступит вместе с группой Non Cadenza. В жюри включен музыкальный продюсер, издатель и рок-музыкант Андрей Тропилло. Информация о конкурсе постоянно обновляется, следите за изменениями в социальных сетях.

Проходить конкурс будет в концертном зале «Аврора». Зрители могут приобрести билеты на 20 и 21 мая.

Юлия Волкоморова, фестиваль "Петроджаз"

– В 2015 году фестиваль шагнул за пределы России и состоялся в столице Эстонии, Таллинне. В этом году вы планируете продвинуться еще дальше и отвезти фестиваль в Литву.

– Организация фестиваля в Эстонии была закономерным этапом развития крупного музыкального проекта. К тому же, в некоторых странах, которые в силу исторических причин отделились от России, публика соскучилась по нашей музыкальной культуре, которая значительно отличается от той, которая сформировалась у них – в большей степени, world-music и фанк, а традиционного джаза у них очень мало. И мы на правах партнеров будем ездить с концертами классики жанра в страны Балтии (прим.автора – с 2016 года фестиваль «Петроджаз» – официальный участник Эстонского джазового союза). В планах – углубленное развитие фестиваля на европейском уровне.

– Какими секретами успеха вы можете поделиться с нашими читателями?

– Рецепт успеха прост – должны быть все необходимые слагаемые! Чтобы пришел весь город, несомненно, важно учитывать музыкальные вкусы аудитории. Это главное. Второе, без чего нельзя обойтись, это развлекательный сектор – в этом году мы проводим «Джаз-Пассаж» (прим.автора – в прошлом году «Галерея мастеров»), устанавливаем детскую площадку, проводим живые танцевальные мастер-классы прямо со сцены, организовываем питание. И наконец, учитывая, что формат мероприятия «опен-эйр», нельзя сбрасывать со счетов и погодные условия. Правда, мы заметили, что практически каждый год, по стечению обстоятельств, если на небе и есть тучи, то буквально за несколько минут до начала фестиваля они рассеиваются, и первый концерт проходит в лучах солнца.

Беседовала Виктория Мэлл