В Москве уже состоялась премьера нового альбома пианиста, композитора и аранжировщика Николая Мищенко Amberflection (2020). В интервью редакции JazzPeople Николай рассказал, какую роль в его творческой жизни сыграло обучение в бостонском колледже Беркли, как не потерять себя как музыканта, опираясь на опыт великих предшественников и какое личное значение имеет для артиста его новая пластинка.

– Николай, поздравляем тебя с выходного дебютного альбома Amberflection! Расскажи, какие смыслы заключены в названии пластинки?

– Спасибо! Название Amberflection выражает сочетание двух слов: amber и reflection. Amber – это желтый цвет на светофоре, некий образ ожидания, готовности остановиться или отправиться дальше, а reflection – это его отражения, свет, который от него падает. 

Но я не очень требователен в том, чтобы мою задумку раскрывали таким именно образом, каждый может додумать по-своему. В этой разности восприятия и есть вся прелесть.

Альбом Николая Мищенко Amberflection (2020)
Обложка альбома Amberflection (2020) – Николай Мищенко
– Нам известно, что композиции для нового альбома ты писал на протяжении последних нескольких лет. Как ты понял, что пришло время презентовать их широкой аудитории?

– Музыка из альбома отражает разные периоды моей жизни, в каждой композиции есть что-то для меня важное как для музыканта или человека. Такую музыку я по крупицам собираю в копилку своего репертуара, и она в нем остаётся навсегда. Рано или поздно у меня появилось желание этой музыкой делиться с другими. 

Я рад, что в этом релизе вышло музыки всего на двадцать минут – ведь это только начало, мне многое еще нужно рассказать.

Николай Мищенко о новом альбоме Amberflection: «Индивидуальный стиль исполнения как результат размышлений»
– В процессе создания альбома ты вдохновлялся классиками импрессионизма, минимализма и джаза. Как тебе удалось выдержать собственный индивидуальный стиль звучания?

– Мне приятно, что вы отмечаете собственный индивидуальный стиль. Изнутри об этом судить очень непросто, свою игру я слышу не так, как слышат ее другие, так что я до конца не могу определить, в чем же он выражается. Но в целом, я думаю, что это всегда дело многих факторов одновременно. 

Во-первых, через игру на музыкальном инструменте невольно транслируется мое внутренние ощущение ритма, в широком смысле слова. Мой ритм жизни, темп походки, скорость моей речи, акценты в моих манерах остаются в звуке, когда и что бы я ни играл. А такие вещи идеально повторить невозможно, ведь у каждого в жизни ритм свой.

Во-вторых, конкретно в этом альбоме я старался ограничить себя в выражении своих мыслей, то есть сузил их количество и сосредоточился на их содержании. Именно поэтому в музыке можно услышать, например, чистые трезвучия. Отнестись с глубиной к трем звукам во многом сложнее, чем к восьми или десяти, как обычно случается в джазовой гармонии. Индивидуальный стиль – это результат этих размышлений, а не конечная цель.

Николай Мищенко о новом альбоме Amberflection: «Индивидуальный стиль исполнения как результат размышлений»
– Альбом Amberflection записывался на студии. Поделись впечатлениями от работы с западными коллегами. И расскажите, как в целом проходил процесс записи пластинки.

– Пластинка записывалась во время карантина, в условиях, когда бостонские рестораны, университеты и все общественные места были закрыты. Я отправился на отличную студию Wellspring, где американский звукорежиссёр Matt Hayes подготовил для меня рояль Yamaha. 

Четыре часа мне хватило, чтобы записать даже больше музыки, чем в итоге вышло в релизе. Невыпущенную музыку я, кстати, разместил на своем телеграмм канале, ее может послушать каждый желающий. Потом начался долгий процесс сведения и мастеринга, в этом мне помогали выпускники Беркли, Thaer Bader из Палестины и Leonardo Bertinelli из Италии. Ребята хорошо выполнили свою работу, и я остался доволен. По приезду в Штаты я планирую увеличить круг людей, работающих над моим следующим релизом.

Николай Мищенко о новом альбоме Amberflection: «Индивидуальный стиль исполнения как результат размышлений»
– Ты являешься выпускником знаменитого Berklee College of Music (Бостон, США). Как обучение в одном из самых престижных заведений повлияло на развитие твоей творческой личности?

– Обучение в Беркли изменило в моей творческой жизни очень многое. Там я научился ставить реальные цели и их добиваться, впервые посмотрел на музыку под профессиональным углом, задумался о том, какие средства использовать и какие мысли выражать.

Беркли окружило меня множеством талантливейших людей: глядя на их труд я начал понимать, как мне работать и учиться самому. 

Люди, с которыми я там познакомился, помогают мне в моем развитии, а я помогаю им. Беркли – это не просто университет, это огромное общество единомышленников. Это общество поддерживает внутри себя связь между студентами, выпускниками, преподавателями, артистами и профессионалами из индустрии.

Именно в Беркли, а точнее в программе Berklee Global JazzInstitute, я познакомился с понятием благотворительности и сейчас стараюсь развиваться в этом направлении: в следующем месяце я проведу несколько бесплатных уроков для Панамского фонда Danilo Perez Foundation. Этот опыт просто невозможно переоценить.

Николай Мищенко – об обучении в бостонском колледже Беркли

– Для артистов, как и для всех, сейчас непростое время. Как ты планируешь презентовать свой новый альбом? И какие творческие планы строишь на ближайшее будущее?

Время действительно непростое, но когда оно было простым? Любым музыкантам и артистам всегда приходилось подстраиваться под обстоятельства, это качество является основополагающим в нашей профессии. 

Всегда выигрывал и будет выигрывать тот, кто умеет переключиться, перенаправить свои силы и мысли, когда вокруг всё меняется.

Николай Мищенко о новом альбоме Amberflection: «Индивидуальный стиль исполнения как результат размышлений»

Вот и я стараюсь реагировать на происходящее, ищу в нем плюсы. Да, у меня уже отменилось несколько концертов, но, значит, значимость тех концертов, которые пройдут, повысится для меня и для моей аудитории. 

Соединиться с артистом на концерте – возможность уникальная 


А в наше время такая возможность  стала еще более уникальной. Поэтому я уже провел с аншлагом первый концерт-презентацию в московском джаз-клубе «Эссе», и у меня те же планы на концерт в клубе Игоря Бутмана 11 ноября. 

Беседовала Виктория Мэлл

Фото: Василий Мищенко

Рекомендуем: Обзор нового альбома LRK trio — Memory Moment