14 марта на Новой сцене Александринки Владимир Целебровский и Трио Станислава Чигадаева представят совместный проект Opera con Jazz. В интервью JazzPeople артисты рассказали о том, как задумывался и реализовывался проект.

– Учитывая уникальность проекта, то есть объединение столь разных жанров, как джаз и опера, прежде всего хотелось бы узнать, как именно зародилась идея проекта Opera con Jazz какое событие способствовало этому, или этот проект был задуман давно, но реализация его стала возможна только сейчас?

Владимир Целебровский:

– В середине 2000-х я услышал оперную певицу Филиппу Джордано, и то, что она делала,  было очень интересно –  она пела известные классические произведения: Casta Diva, Ave Maria, Habanera в самобытной манере, с интересными инструментальными приемами, украшениями,  которые для меня были удивительны и очень привлекательны, потому что я как раз начинал свой путь оперного певца, где все было строго и канонично. А здесь привлекала свобода изложения классического материала и легкость владения голосом. Тогда появилось желание когда-нибудь сделать что-то подобное, которое  по пути развития превратилось в проект Opera con Jazz.

проект объединит в себе гармонию классики и джаза

Готовясь к интервью, я снова нашел ее записи, переслушал и понял, что мне до сих пор нравится ее манера пения в стиле crossover. Мой «Эрмитаж», просто джазовой музыки,  Фрэнка Синатры, Эллы Фицджеральд, Перри Комо, которая и успокаивает, и будоражит,  и восстанавливает внутреннюю гармонию. Там же, на Радио «Эрмитаж», я однажды и услышал арию Иоланты в стиле crossover, и долго-долго искал имя исполнителя. Оказалось, что это Тhe Сurtain Falls, которую исполняла Виктория Толстой. И меня поразило то,  что красота классической  музыки в этом изложении не исчезает…  

В 2018 году была идея сделать оперно-джазовый проект с другими джазовыми музыкантами, но не сложилось. Хотя с одним из них, Григорием Воскобойником, мы обсуждали возможность совместного творчества.  Все это «вылилось» через 2 года в знакомство со Стасом Чигадаевым. С ним мы сделали концерт на Кипре для друзей и знакомых. Для меня музыканты Гриша Воскобойник и Стас Чигадаев – это «космические» люди в плане ощущения музыки, гармоний, юмора… Иногда мне кажется, что наше музыкальное общение происходит на подсознательном уровне.  В работе с ними есть все то, от чего музыкант  испытывает эйфорию на сцене в спектакле или на концерте – когда ты чувствуешь себя одним целым со всеми участниками происходящего, когда есть  драйв независимо от характера музыки.

Интервью с авторами уникального проекта Opera con Jazz
Григорий Воскобойник

На Кипре по просьбе заказчика мы делали концерт-кроссовер, где звучали и опера, и русские-народные песни, хиты Синатры, Магомаева. После этого я понял, что хочу работать с этими музыкантами.

Станислав Чигадаев:

– Владимир Целебровский – уникальный оперный певец, который не боится экспериментировать, поэтому проект реализовывается. Есть такое мнение, что днем оперные певцы и классические пианисты играют классику, а вечером идут в джаз-бар (Смеется). Мы все разные, и вкусы у нас кардинально разные, контрастные, мы одинаково любим как «Дон Жуана», так и Ornithology Чарли Паркера. Любовь к музыке послужила толчком к этому, ведь на каждом континенте она своя,  и нам хотелось «объять необъятное». 

нам хотелось «объять необъятное»

В этом проекте у нас будет звучать латиноамериканская музыка, что-то из сальсы, Моцарт будет «путешествовать» по континентам. Я бы сказал, что у нас будут путешествия сквозь время, жанры и мы не будем себя в этом сдерживать. Будет ли четкий план, я не знаю, но в любом случае, список произведений у нас уже есть, это будут только арии. Будет все – и импровизация, и классика, и, может, даже что-то из современной музыки, в любом случае – будет интересно, как для публики, так и для нас самих.

Интервью с авторами уникального проекта Opera con Jazz
Станислав Чигадаев

– Как именно будет происходить ваша «дуэль»? Будет ли в программе так обожаемая многими ценителями джаза импровизация, или же иные музыкальные сюрпризы для слушателей?

Владимир Целебровский:

– У нас есть и план, то есть определенное построение программы, и ожидаются элементы экспромта.  Стас – потрясающий человек в плане задумок, инноваций, синтеза классики в джазе и импровизаций, с помощью которого это все станет возможным.  Гриша вносит свое видение происходящего, обладая опытом и нестандартным подходом к творчеству. Замечательная и мега талантливая Наталия Медведева будет режиссировать всю идею, внося свои краски.  Все, что касается дуэли, вы увидите на концерте (Смеется).  В целом, проект объединит в себе гармонию классики и джаза, и, конечно, импровизацию.

– При составлении репертуара для вашего проекта каждый ли его участник принимал участие в выборе композиций, были ли у вас разногласия, и каких принципов вы придерживались, делая окончательный выбор?

Владимир Целебровский:

– Программу мы утвердили со Стасом на первой встрече-репетиции. Я предложил то, что мне хотелось бы спеть, Стас предложил то, что удобно играть в джазовом стиле. Так выстроилась программа.

– Расскажите о визуальном оформлении Opera con Jazz: откуда появилась эта идея, и как она поможет погрузить присутствующих в атмосферу проекта?

Владимир Целебровский:

– С Наташей (прим.ред. Наталия Медведева – режиссер) мы работали на постановке оперы «Тоска» несколько лет назад. Работать с ней – огромное удовольствие. Она –  креативно мыслящий, очень «живой» режиссер и замечательный человек, мне было интересно, что она сделала в той опере, несмотря на наличие определенных рамок и ограничений.  И я подумал, что нашему проекту  нужен именно такой режиссер.  Встретившись, мы поговорили о проекте Opera con Jazz, и Наташа заинтересовалась.

Opera con Jazz
Трио «Добрый вечер»

Наталия Медведева:

– Мы всерьёз настроены разрушить стереотипы. Опера – это многовольтные эмоции, и это сложно и непонятно, а джаз – спокойное удовольствие, и тоже сложно. Так, по крайней мере, ответили большинство моих друзей. Это смешивается музыкантами, а визуальный ряд низвергает пафос «сложности». Поэтому поверх привычек мы рисуем граффити. «Пачкаем» в прямом смысле, но яркими красками. Художница Александра Ткалич наделяет каждый инструмент своим цветом, кистью и движением, а моушен-дизайнер Анна Марьина оживляет мазки, создавая динамику. Получается такая живая музыкальная картина, наполненная языком броской уличной эстетики.

– Хотели бы вы аналогичный проект с другими жанрами, или быть может подключить, например, актеров или художников?

Владимир Целебровский:

– Мне нравится новое. Вполне возможно, что появится что-то еще, но мне кажется, что тогда это будет уже другой проект)). Для настоящего проекта уже достаточно  участников. 

– Каково будущее проекта? Ожидаются ли гастроли, и какова главная идея, которую вы хотите донести до слушателя? Расскажите, пожалуйста, о людях, которые помогают реализовать ваш проект?

Станислав Чигадаев:

– У нас 90% иностранных арий, известных по всему миру, и есть примеры, когда один ритмический рисунок отсылает нас к большой опере, и люди узнают ее. Уникальность проекта Opera con Jazz состоит в том, что он интернационален, с этой музыкой знакомы везде. Я полагаю, публике было бы интересно узнать, как мы ее слышим, как мы фантазируем на сцене, каждый раз по-новому. Это живой диалог на сцене, импровизация. 

Opera con Jazz – это диалог артиста со зрителем

Будет здорово, если у нас появится возможность выступить где-то, будь то на Кипре, где мы познакомились с Владимиром, или в Москве в Международном Доме Музыки, мы всегда будем рады. 

Интервью с авторами уникального проекта Opera con Jazz
Владимир Целебровский

Владимир Целебровский:

– Сейчас я разговариваю со знакомыми продюсерами по этому вопросу, конкретно уже осталось определить даты. Точно будет Москва, так как это более подвижный город в плане восприятия таких проектов. Также очень хочется сделать гастроли в Европе, пока – в близлежащих  Финляндии и  Эстонии. Я уверен, что  в Германии, Франции, Англии все это было бы весьма органично и может пройти на ура, ведь  в этих странах публика тоже любит современный взгляд на искусство  и любит подобные эксперименты.  Я буду искать возможности организации этого проекта везде, где это будет возможно!)).

Я благодарю наших организаторов Анну Берсудскую и Нину Бакову, представляющих концертное агентство Marcus Stage за профессионализм и слаженность,  руководство Новой сцены Александринского театра, Александра Малича за возможность провести этот концерт-эксперимент на этой замечательной современной площадке, Наталию Медведеву и ее команду, они крутые,  фотографа Даниила Рабовского и дизайнера Даниила Вяткина, идеально создавших настроение нашей афиши, и, конечно, потрясающих  музыкантов джазового трио: Станислава Чигадаева, Григория Воскобойника и Артема Теклюка –  работать со всеми этими творческими  людьми для меня большое удовольствие!

Беседовала Дарина Осташева

Фото предоставлены гостями интервью

Рекомендуем: Репортаж с открытия конкурса «Рояль в джазе»