21 апреля 2016 года ушел из жизни легендарный ритм-н-блюз, фанк, джаз-рок певец Принс (Prince), обладатель множества престижных наград и премий, в том числе и «Оскара» за свою композицию Purple Rain. На протяжении всей своей карьеры американский исполнитель удивлял и завоевывал сердца миллионов людей по всему миру, но в чем же черпал вдохновение сам Принс? Джаз очень сильно повлиял на его ощущение музыки и творческое мышление.

Принс: влияние джазаPrince Принс концерт JazzPeople

Музыкант был одним из немногих, кто не разделял безграничной медийной доступности своего творчества в плане видео – не такое небольшое количество роликов можно найти в сети. Одним из самых популярных и самых неожиданных был видеофрагмент саундчека для концерта, входящего в его турне Musicology Tour в 2004 году. Принс и его музыканты играли знаменитую композицию джазового саксофониста Уэйна Шортера (Wayne Shorter) Footprints в собственной фанковой обработке. Даже такие мимолетные моменты сразу помогают понять, насколько близко ощущение джаза музыканту.

Несмотря на то, что Принс всегда был большим экспериментатором и частенько кардинально менял направление своей музыки, классический традиционный джаз сразу же овладел им и навсегда оставил след в его творческом мышлении.

Чрезвычайно успешный автор песен, гитарист и певец создал собственный неповторимый стиль, неизменной чертой которого стала особая утонченность, свойственная только джазовой музыке. Бас-гитарист Бен Уильямс (Ben Williams), познакомившийся и участвовавший однажды в совместном джем-сейшне с Принсом, сразу же обратил внимание на его истинные музыкальные предпочтения:

Если бы у вас была возможность сесть и поговорить с Принсем «по душам», вы бы поняли, что он словно знает все песни на свете. Он был большим поклонником группы Weather Report, Херби Хэнкока, Майлса Дэвиса, Чика Кориа.

И это было не приобретенным, а врожденным качеством: отец Принса, Джон Нельсон, был джазовым пианистом в Миннеаполисе, работающим под псевдонимом Prince Rogers, а мать Мэтти была джазовой певицей. В возрасте 7 лет Принс начал практиковаться в игре на фортепиано своего отца, чтобы написать свою первую песню Funk Machine.

Prince Принс и Стиви Уандер Stevie Wonder JazzPeopleПринц следовал за фанк-музыкой, которая привела его впоследствии к ритм-н-блюзу, с которого и началась его успешная профессиональная карьера. Но все эти годы джаз неизменно занимал одно из главных мест в его жизни. Присутствие этой музыки отразилось в его дебютной пластинке For You, записанной в 1978 году. На альбоме присутствует яркий ритмический рисунок бразильского джаза. Союз жанра импровизации и иных стилей музыки вдохновил музыканта на дальнейшие записи.

Узнайте, почему без Принса мюзикл «Вестсайдская история» не состоялся бы – Лучшие джазовые мюзиклы

С 1985 года он начал открыто экспериментировать с джазом. Наряду с импровизированной линией фортепиано в песне Condition of the Heart и самобытного звучания саксофона в Temptation, он приглашает выдающегося джазового аранжировщика Клера Фишера (Clare Fischer) для работы над новой музыкой. Принс продолжил джазовую идею в следующем альбоме Parade 1986 года, расширив состав музыкантов, позвав для записи саксофониста Эрика Лидса (Eric Leeds) и трубача Атланта Блисса (Atlanta Bliss).

Принс входит в список Лучшие соул исполнители

Музыкант познакомился с Майлсом Дэвисом, который находился в то время на том этапе своей карьеры, когда его музыка все больше приобретала ритм-н-блюзовое, фанковое и роковое звучание. Движимые общими новаторскими желаниями, исполнители быстро нашли общий язык, играли вместе на концерте в Paisley Park, в 1988 году записали трек Can I Play With You, который был предназначен для альбома Дэвиса Tutu, но в итоге не вошедший в него по просьбе Принса. Как бы то ни было, на легендарного трубача он произвел большое впечатление, и даже в своей автобиографии 1989 года Майлс Дэвис напишет:

Принс может стать Дюком Эллингтоном нашего времени.

Prince Принс JazzPeople

Продолжая музыкальные эксперименты в джазовом ключе, в 1991 году в треке Strollin певец использовал выраженное звучание свинга, а спустя несколько лет «перефразировал» знаменитый джазовый стандарт Дюка Эллингтона Caravan в своей хип-хоп композиции Days of Wild. В 2003 году, вышедшие 2 альбома Xpectation и N.E.W.S. обладали чистым джаз-фьюжн звучанием и были приняты публикой с восторгом.

В следующем году Принс возвращается к танковому стилю, выпустив сразу 3 альбома, что особенно заметно на пластинке Musicology. Джазовый тромбонист Грег Бойер (Greg Boyer), участвовавший в совместной записи с Принсем отмечал:

Он проявлял живой интерес к музыке Уэйна Шортера и Эддерли Кэннонболла. Даже на своих последних альбомах HITnRUN он использовал мелодии и аранжировки духовых, четко процитированных джазом.

И если творчество Принса подпитывал джаз, то и обратное утверждение будет тоже верно. Ряд джазовых музыкантов делали собственные джаз-аранжировки на его песни. В частности, на альбоме 1995 года Херби Хэнкока The New Standard была композиция Принса Thieves in the Temple. Принс оставил бесценное наследие для музыкального мира, произведя революцию во многих важных аспектах, как певец, гитарист, автор текстов и композитор.

Рекомендуем: Правила жизни Принса