Джаз как музыкальный жанр имеет право быть не только сыгранным, но и спетым. Популярные джазовые мюзиклы – одно из лучших явлений в его истории. Постановки, у которых, на первый взгляд, не было будущего на большой театральной сцене, оказались легендарными американскими шедеврами.
Представляем вам самые известные музыкальные фильмы в стиле джаз и блюз, которые сошли с подмостков Бродвея и покорили весь мир.
Лучшие джазовые мюзиклы
«Вестсайдская история» (West Side Story)

Режиссер Роббинс, писатель Лорентс и композитор Бернстайн решили немного «перекроить» печальную повесть о влюбленных Шекспира на современный лад. В 1950-е годы в США периодически вспыхивали конфликты между евреями и католиками, и решено было главных героев сделать членами этих враждующих семей.
Финансовые трудности заставили авторов отложить работу. За несколько лет вражда «католики-евреи» уже пошла на спад, и сценарий переписали, сделав юношу из семьи белых эмигрантов, а девушку – из «латиносов». И опять нет денег, поиски инвесторов. Спасли положение продюсеры Гриффит и Принс.
В сентябре 1957 года премьера вызвала восторг зрителей – «Вестсайдская история» была показана 732 раза, ее выдвинули на получение премии «Тони», но жюри сочло мюзикл слишком грустным.
1961 год поднял спектакль на новую волну популярности – по нему сняли фильм. Натали Вуд, Рита Морено, Ричард Беймер – далеко не полный список звезд, которые позволили фильму получить 10 «Оскаров»!
В 2009 году Лорентс, которому был уже 91 год, возобновил мюзикл на сцене. Он не только вернул к жизни спектакль, но и кое-что в нем поменял – часть либретто теперь идет на испанском.
«Чикаго» (Chicago)

Счастливчики, сумевшие попасть в 2002 году на первую российскую премьеру «Чикаго», где блистали Филипп Киркоров и Лолита Милявская, наверное, не подозревали о почти столетней истории спектакля.
Начиналось все так: студентка Иельского университета Морин Даллас написала «Чикаго» как курсовую работу, и ее чуть не «зарубили». Профессор факультета драматического жанра с негодованием высказал Морин, что пьеса богохульна и безнравственна.
Даллас несмотря на это рискнула отнести спектакль на Бродвей, и в декабре 1926 года началось триумфальное шествие мюзикла по американским сценам – он был показан 182 раза.
Две женщины убили мужей из ревности, и, казалось бы, жестокий приговор неминуем. Эти скандальные процессы реально проходили в 1920-е годы в США, и по обоим был вынесен оправдательный приговор.
Джазовые мюзиклы – это особая магия, живой диалог со зрителем. Однако не только в «Чикаго» можно встретить описанный сюжет. В 1942 году по спектаклю был снят фильм «Рокси Харт», а в 1975-м блестящий бродвейский постановщик Форси переработал старый вариант «Чикаго» и создал шоу со стилизацией под Америку 1920-х.
В таком виде «Чикаго» успешно продолжает показы по всему миру, но музыкальные критики теперь предпочитают его называть не мюзиклом, а водевилем (учитывая подачу материала и стиль).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Четвероногие друзья известных джазовых музыкантов
«Поющие под дождем» (Singin’ in the Rain)

Стенли Донен и Джин Келли сначала сняли одноименный фильм в 1952 году, и, он по мнению критиков, продолжал оставаться в прокате только за счет шикарной хореографии и отличной музыки – уж очень был прост сюжет, да и «сырой» сценарий оставлял желать лучшего.
Фильм постепенно был забыт и ушел бы на полки архивов кино навсегда, если бы не Бетти Кодмен и Адольф Грин. В июне 1983 года в Лондоне состоялась премьера их одноименного мюзикла.
История бывшей звезды немого кино Дона Локвуда, который вдруг оказывается не у дел (в киноиндустрию пришел звук), была взята на вооружение и Бродвеем. В 1986 году сильно переработанный вариант был предложен вниманию зрителей, и в таком виде он шел почти непрерывно 405 раз.
В 2015 году «Поющие под дождем» добрались и до России. В спектакле принимали участие как российские, так и английские актеры.
«Порги и Бесс» (Porgy and Bess)

Несчастная любовь и наркотики, конфликты между белыми и черными, убийства и похищения – опера «Порги и Бесс» богата на драмы. Стиль спектакля одним словом определить трудно, критики его называют «джазово-блюзовой оперой».
Книга Хейуорда «Порги» так понравилась американскому композитору Джорджу Гершвину, что написанная им по роману опера стала вершиной его творчества, тем самым пополнив войдя в лучшие джазовые мюзиклы в истории. Первый вариант спектакля был слишком длинным (больше 4 часов), потому опера перекраивалась и укорачивалась несколько раз.
В этой работе Гершвину очень помог брат Айра, тоже композитор. На Бродвее опера увидела свет в 1935 году. Зрители стоя аплодировали актерам – так сильно «Порги и Бесс» пришлась им по душе, а сам Морис Равель удостоил спектакль звания «прекраснейшей оперы».
Популярной в джазе опера«Порги и Бесс» стала в исполнении Эллы Фицджеральд и несравненного Сэчмо – Луи Армстронга.
Спектакль – не только о взаимоотношениях разных рас: он помог стране, где был написан, в борьбе с расовыми предрассудками. В 1936 году в Вашингтоне перед премьерой оперы руководители Национального театра были вынуждены уступить возмущению публики и пустить в зал не только белых зрителей (до этого «черные» туда не допускались). Так, «Порги и Бесс» стал первым спектаклем за историю Америки, где зрителями были лица обеих рас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Альбом Porgy and Bess: Луи Армстронг и Элла Фицджеральд
«Весь этот джаз» (All That Jazz)

Боб Фосси, один из создателей мюзикла «Чикаго», во время работы над этим спектаклем заработал сердечный приступ. На больничной койке, размышляя о трудностях режиссерского бытия, Фосси вдруг подумал – а не снять ли фильм про себя, про алкоголь и похмелье, про конфликты в семейной жизни, про мучительные попытки создать новый шедевр.
Главный герой мюзикла «Весь этот джаз» умирает в конце фильма и в бреду видит триумфальную премьеру своего мюзикла. Сюжет оказался печально пророческим – Фосси пережил свое творение всего на 7 лет и умер от инфаркта, почти закончив следующий фильм.
Приз фестиваля в Каннах и 4 «Оскара», Золотая пальмовая ветвь, премия BAFTA, Золотой глобус – краткий список наград, собранных фильмом к 1980 году.
«Увольнение в город» (On the Town)

«Увольнение в город» – русский вариант названия веселого и легкого американского музыкального фильма. On the Town вошел в официальную 20-ку лучших экранизированных мюзиклов ХХ столетия.
Композиторы Бернстайн и Роббинс сначала написали балет «Матросы на берегу», потом они же переделали его в одноименный музыкальный спектакль, а в 1949-м году был снят фильм.
История про трех друзей-моряков, получивших суточное увольнение на берег и желающих «оторваться по полной» в 1950 году была удостоена премии «Оскар». В том же году BATFA (Британская академия искусств кино и телевидения) отдала картине номинацию «Лучший фильм года».
Одну из главных ролей исполнил Фрэнк Синатра – любимец миллионов девушек и молодых людей в эпоху популярности «мяукающего» джаза – крунинга.