Мужчины-джазовые вокалисты, участники первого петербургского фестиваля JAZZMAN, рассуждают на тему, насколько востребован джазовый вокал и необходима ли джазу широкая популярность в России и в мире в целом.

Илья Луштак

«Джазовая весна 2016» в Петербурге
Илья Луштак

С одной стороны, наличие широкой публики может улучшить финансовое благосостояние джазового музыканта. С другой, это уже не может быть тот же самый джаз, который интересен узкой аудитории.

В джазе вся прелесть в том, что ты играешь для определенной, избранной, как правило, музыкально развитой публики. И когда это небольшая, но очень преданная группа людей тебя ценит и получает удовольствие от того, что ты играешь, ты тем самым вносишь ощутимый вклад в развитие жанра.

За массовое восприятие, мне кажется, искусство всегда платит своим качеством. В то же время достижение максимального контакта с наибольшим числом слушателей и сохранение при этом стиля своего творчества – очень важная цель.

Тимофей Бушуев

Джаз уже весьма популярен, и популярность его продолжает расти. Если понимаешь джаз, это облегчает восприятие всей современной музыки: как новых экспериментальных течений, так и давно полюбившегося широкой аудитории хип-хопа, например. Джаз лежит в основе современной музыки. Важно понимать это, так как в моде снова соул, фанк и диско.

Мужчины-джазовые вокалисты - Тим Бушуев
Тимофей Бушуев

Павел Линейкин

Отечественный джаз в лице его исполнителей, конечно, не отказался бы от хоть какой бы то ни было поддержки со стороны. Джазовые, как и любые другие неакадемические музыканты, принадлежат сами себе: для себя они и продюсеры, и визажисты, и пиарщики. Весь наш отечественный джаз живет за счет любви тех, кто его так или иначе ценит.

Павел Линейкин на фестивале JAZZMAN
Павел Линейкин

Где получить джазовое образование государственного образца и тем более где его применить? Едва ли найдутся на всю Россию единицы удачных примеров. Есть ли в России кто-то, кто умеет и хочет зарабатывать на музыке? Сколько людей стоит за любой зарубежной звездой, сколько вложено труда сторонних профессий?

Россия нуждается в популяризации культуры как таковой. И также, стоит признать, что культура не может быть бесплатной. Бесплатными могут быть лишь городские праздники с «хитами» под фонограмму. А профессии джазового музыканта просто нет! Есть люди, которые любят джаз и пытаются его играть.

Нужна ли джазу популярность? Конечно, нет – этот период он уже миновал. Джаз хочет своего культурного слушателя. Так выходит, что мы, джазовые музыканты сами себя и слушаем. Сами себе критики. К сожалению, отставание в развитии джаза в России на более чем полвека сделало свое дело, и теперь этому жанру очень сложно занять достойные позиции в музыкальной культуре.

Константин Хазанович

Джаз – это не просто стиль, а способ выражения творческой мысли музыканта. Это свобода восприятия мира и формы. Потому широкое признание джаза, конечно, нужно и России, и всему миру. Оно позволяет делать синтезы там, где все думали уже тупик, и дальше идти некуда. Я считаю что джаз движет мир вперед, в какие-то новые формы, расчищая границы старого и прокладывая путь для нового.

Константин Хазанович
Константин Хазанович

Вова Чё Морале

С моей точки зрения, джаз не может иметь широкой популярности. Ни в России, ни в мире. Хотя в мире, пожалуй, он имеет достаточную востребованность. Наверное, из-за того, что шоу-бизнес в целом работает, а это значит, что люди могут выбрать себе музыку по вкусу.

Вова Чё Морале на фестивале JAZZMAN
Вова Чё Морале

Все дело в том, что для большинства людей джаз – это определенный набор композиций, сыгранный определенным образом. Тех композиций, которые известны широкой публике много лет. Все, что за рамками этой программы, всегда будет восприниматься гораздо прохладнее.

Это можно изменить. При помощи шоу, при помощи яркого фронтмена, который будет резонировать с публикой, вовлекать ее в музыку, заставлять слушать себя и слышать то, что он говорит. Но даже самому лучшему фронтмену не заставить людей слышать сложные музыкальные построение и вникать в них ,если они этого не хотят.

На мой взгляд, и не надо никого заставлять! Должно быть место для всякой музыки. Сейчас по планете шествует эпоха быстрой информации, и поэтому все сложное – давно уже удел меньшинства. И хорошо. Джаз будет звучать для тех, кто захочет его слушать.

Однако это совсем не говорит о том, что музыканты должны запираться в башню из слоновой кости. Если хотя бы половина из нас, джазовых музыкантов, перестанет быть такими высокомерными по отношению к публике и закомплексованными по отношению к себе, то не пройдет и десяти лет, как джазовая музыка станет гораздо более популярной.

Программа фестиваля JAZZMAN на 3 июня – первого фестиваля мужского джазового вокала.